Главная
>
Статьи
>
Весна театральная, вечер первый. И снова «Трамвай «Желание»

Весна театральная, вечер первый. И снова «Трамвай «Желание»

22.03.2009
0

Краевой фестиваль «Театральная весна» открылся спектаклем краевой драмы «Трамвай «Желание» в постановке Олега Рыбкина. Эта работа претендует, как минимум, на одну из лучших в сезоне.

Самое сильное ее достоинство, конечно же, в режиссуре. Я уже не раз писала об этом спектакле — и в рецензии, и в одном из постов блога. И говорила, что у постановок Рыбкина есть характерная черта — со временем они совершенствуются, в них появляется дополнительный объем. Что произошло и в «Трамвае». Главное, что в спектакле, наконец, проявилось то самое желание, о котором говорилось задолго до премьеры.

Хотя точнее было бы сказать — усилилась энергетика страсти. Нет, между семейной парой — Стенли (Дмитрий Корявин) и Стеллой (Виктория Болотова) — она присутствовала и раньше. Болотова играет так, что невозможно усомниться в искренности ее любви к мужу. Ее нисколько не смущает, что он ниже по происхождению. И как бы не утверждала ее сестрица Бланш (Людмила Каевицер), что Стеллу толкает в объятия Стенли лишь животная страсть — по тому, как выстроила этот образ Болотова, ничего подобного не скажешь.

Спектакль: Трамвай Желание

Бланш, упрекая Стеллу, по сути, озвучивает свое собственное подсознательное влечение к этому дикарю и плебею. Не случайно Стелла прозорливо ловит ее: «А ты сама не прочь прокатиться на этом трамвае!» (в ответ на слова Бланш: «Это называется грубой похотью… да, да, именно: „Желание“ — название того самого дребезжащего трамвая, громыхающего в вашем квартале»). Бланш и в самом деле не прочь — с первых же сцен она начинает соблазнять Стенли, провоцировать его — сама, пожалуй, не осознавая, что играет с огнем. На котором в итоге обожжется.

А что же Стенли? В премьере Дмитрий Корявин играл настолько отстраненно, что даже в финальной сцене насилия над Бланш не было и отблеска страсти. Сейчас понятно, что ее уловки не остаются незамеченными Стенли. Он видит Бланш насквозь — даже не зная еще ничего о ее любовных приключениях в городке, из которого она приехала. И на протяжении всего спектакля играет с ней, как кот с мышью. Видимо, предчувствуя, что добыча никуда от него не уйдет. Тем более что она сама так и просится к нему в лапы. Ну а раз так, почему бы и нет?.. В финале, когда Стенли говорит: «Мы назначили друг другу это свидание с первой же встречи», — «мы» здесь уместнее поменять на «ты». Свидание назначила Бланш. За что боролась, на то и напоролась…

Спектакль: Трамвай ЖеланиеОдно огорчает — Бланш по-прежнему вызывает какие угодно чувства, только не симпатию и не сочувствие (в отличие от других персонажей). В ее образе мало что изменилось, увы, Каевицер все также внутренне холодна, несмотря на внешнюю эмоциональность. Слезы стоят в глазах актрисы весь спектакль. Но они не трогают, а местами откровенно напрягают своей искусственностью. И если где и сочувствуешь ее Бланш, то лишь в тех сценах, где ей сопереживает Стелла.

От зрителей, впервые побывавших на «Трамвае», услышала, что он, по их мнению, о Стелле, она здесь главная героиня. И с этим трудно не согласиться — перекос налицо. Чего в принципе быть не должно. Что ж, посмотрим, какой будет Бланш в исполнении Екатерины Соколовой. Собственно, именно на нее Олег Рыбкин и брал к постановке пьесу Уильямса.

Елена Коновалова, фото Александра Мищенко

Рекомендуем почитать