Совсем забыл сказать вам перед выходными — в Доме кино же опять Миядзаки на большом экране. Я понимаю, я эту песню вам пел уже, но это правда такая вещь, которую пропускать, как выясняется, нельзя. (Тем более, что Дом кино уже благополучно прокатал всего, кажется, Миядзаки, и теперь я вас по этой теме дёргать не буду аж до самой «Рыбки Поньо», получается).
Сейчас в Доме кино идёт «Навсикая из долины ветров», второй полнометражный мультик Миядзаки и первый авторский, сделанный на основе собственной манги. Тот самый мультфильм, по поводу которого есть известная цитата Акиры Куросавы насчёт Миядзаки — после «Навсикаи» он сказал «Не надо преуменьшать значение творчества Миядзаки, сравнивая его с моим». Есть мнение, что это не самая сильная работа мастера — мол, в ней ещё нет той мимолетной созерцательности, которая прорезалась у него позже, когда для него капли начинающегося дождя, плюхающиеся в ручей, или шелестение раскрытого журнала на ветру было не менее важно, чем все основные перипетии сюжета. Нет там и той, скажем так, полифонии мироустройства, которая впоследствии стала чем-то вроде фирменного знака Миядзаки — когда злодеи на деле оказываются не то чтобы злодеями, а просто людьми (или существами) со своими собственными функциями, оправданными той картиной мира, в которой они живут.
В «Навсикае» Миядзаки серьёзно говорит об огромных серьёзных вещах — здесь у него люди идут на всё, на продолжение войн и убийства множества невинных, ради жажды власти, здесь у него эта магистральная для него тема об экологическом равновесии мира, к которому стоит стремиться. И он со всей этой тяжелой артиллерией работает этак основательно, без экивоков и полутонов — «Навсикая» на тебя падает, как бетонная плита, как гигантский этот таракан-ом, которые в мультике фигурируют, и все два часа не даёт вздохнуть. Причём он под конец эмоциональные гайки закручивает как-то совсем безжалостно — последние минут тридцать сидишь с глазами на мокром месте, как дурак, и чуть не локти кусаешь, даже при том, что видел вроде бы и знаешь, что закончится всё хорошо.
То есть, какие-то фильмы Миядзаки, как, например, «Тоторо» или того же «Порко», можно пересматривать бесконечное количество раз. А с другими так не сделаешь, потому что это что-то вроде серьёзного двухчасового испытания, смотреть такое. Вот «Навсикая» как раз такая. И «Принцесса Мононоке» тоже — вот, кстати, её ещё Дом кино не привозил. Если привезут, не знаю даже, пойду ли — там в начале есть сцена с огромным кабаном, попавшим во власть демонов, так я ничего страшнее в своей жизни не видел. Если на большом экране увижу, блин, сердце не выдержит, наверное.
(И да, кстати - с "Навсикаи" в Доме кино начинается фестиваль аниме. основные его показы будут на выходных, и мы к тому времени приведём нашу афишу в соответствие - а первый будет прямо сегодня, на Арт-чердаке, в 18:00. Приходите. Покажут мультфильм "5 см. в секунду").
С.М.