Главная
>
Статьи
>
И понеслась душа в рай заполярный

И понеслась душа в рай заполярный

18.05.2009
0

За окном -10, полярный день, кактусы вокруг… Это не глюки, друзья мои. Ваш покорный слуга в Норильске, на фестивале современного искусства «Таймырский кактус». Его уже в пятый раз проводит здесь Фонд Михаила Прохорова.

Темой пятого, юбилейного «Кактуса» стала любовь — с нею так или иначе связаны все проекты феста. Будь то художественные, театральные, литературные или музыкальные. Фестиваль продлится до 25 мая, и в эти дни, по мере возможностей, я буду вести его дневник.
Открылся «Кактус» традиционно книжной ярмаркой. С книгообеспечением в Норильске проблем еще больше, чем в Красноярске. Цены в местных книжных магазинах не просто кусаются — они запредельные. Не удивительно, что на книжных ярмарках в Норильске народ большую часть ассортимента сметает в первые же дни.

Еще одна неизменная составляющая «Кактуса» — выставки актуального искусства. В день открытия в Норильском музее представили сразу три таких проекта. По-своему все они интересны — и дизайнерские логотипы слова «Love» у Эркена Кагарова, и обнаженная модель в качестве каллиграфического символа у Юрия Гулитова (серия работ «Каллиграфические Ню»). Но мне лично особенно любопытно было посмотреть на проект куратора Антонио Джеуза «А как же любовь?» (видео, живопись, фотографии и инсталляции). В экспозиции собрано множество работ современных художников, отражающих их восприятие этой темы в самых разнообразных проявлениях. Скажем, на фотоколлаже Германа Виноградова «Примаверы» изображены двое стоящих обнаженных мужчин. Вокруг все в зелени, залито солнечным светом. А на месте фаллосов у мужчин… два цветущих растения, тянущихся друг к другу. Само по себе выглядит весьма однозначно. Но ирония в том, что под потолком над этой работой висит еще одна. Где во взаимной тяге сплелись цветущие фаллосы (или как их еще назвать?) уже троих мужчин. Не знаю, как других, меня этот диптих весьма позабавил.

Владислав Мамышев-Монро прекрасно знаком и красноярским любителям искусства. Его выставки не раз можно было увидеть на музейной биеннале. Название работы Монро, представленной в Норильске, говорит само за себя — «17 мгновений весны» (из серии «Новое пиратское телевидение»). На экране демонстрируется, как художник увидел в кафе встречу Штирлица с женой. Вот только эти герои у Монро более эмоциональные, чем в знаменитом фильме, что выглядит как откровенная пародия.

И еще не могу не упомянуть один стебный проект — «Отелло. Асфиксиофилия» группы художников «АЕС + Ф». В цветном мини-фильме темнокожий голый Отелло, очень мускулистый, душит бусами элегантно одетую блондинку. Новоявленная Дездемона не только не сопротивляется, но и получает от этого процесса нескрываемое сексуальное удовольствие. Ну а теперь держитесь: эта блондинка — Арина Шарапова. Участие известной телеведущей в проекте порождает сразу кучу смыслов и ассоциаций. Да и вообще современное искусство невероятно ассоциативное. И с чувством юмора у его творцов все в порядке.

В ближайшее время расскажу о концертах Алексея Айги, «Ундервуда» и знакомстве с поэтом Верой Павловой — это заслуживает отдельного внимания.

Елена Коновалова, фото предоставлено Фондом Михаила Прохорова

Рекомендуем почитать