Дом престарелых, старческое слабоумие, смерть — не самые легкие темы для любого фильма, а уж для комедии тем более. Но в «Дикарях» режиссеру и сценаристке Тамаре Дженкинс удаётся этот сложный манёвр — сделать фильм об угасании жизни и не свалиться в мрачную тягомотину или беспросветную эмоциональную слезовыжималку.
Дикари — это, собственно, семейство Сэведжей, вернее, брат и сестра, Джон (Филлип Сеймур Хоффман) и Венди (Лора Линни). Ирония тут уже в самих их именах — потому что Сэведжи на самом деле тишайшие люди. Она восьмой раз подаёт заявку на грант на написание полу-автобиографической пьесы о трудном детстве (не представляя, что пьесу можно написать и без гранта), он преподаёт в университете и который год не может закончить книгу о Брехте. Смешно ещё, что их зовут, как и брата и сестру Дарлинг, к которым когда-то прилетал Питер Пэн — то есть, это такие повзрослевшие дети, которым уже плюс минус сорок, а они по-прежнему не достигли ничего похожего на эмоциональную зрелость. И вот этим-то гражданам и сваливается на голову их папаша Ларри (Филлип Боско), сварливый старикан с признаками зарождающегося старческого слабоумия. Последние 20 лет он жил совсем в другом штате вместе со своей гражданской женой (мама Сэведжей сбежала, когда дочке было три), а теперь она умерла, и её дети не сильно жаждут брать на себя заботу о чужом, в сущности, старике.Джону и Венди приходится сначала транспортировать папу из Аризоны, потом подбирать ему дом престарелых посимпатичнее, и всё время терпеть его вечное недовольство — и это при том, что о детстве с папой оба до сих пор вспоминают с содроганием.
На таком тяжелейшем материале у Дженкинс выходит кино одновременно смешное, очень нежное и как-то правильно честное. В своих героях она видит людей уязвимых, нерешительных, со своими изъянами и заморочками — но людей хороших, симпатичных, заслуживающих понимания и прощения. Актёры в этих нюансах работают фантастически — с Хоффманом, в принципе, всё давно понятно, он один из великих актёров своего поколения, а вот такую Лору Линни я, кажется, ещё никогда не видел. И кино про смерть в конечном итоге получается про совершенно обратное — про то, как идти вперёд. Но вот что самое классное в «Дикарях» — это фильм не широких жестов, но маленьких движений; он не про судьбоносные решения, разом меняющие всю жизнь, а про маленький каждодневный подвиг подъема с кровати и выхода в мир, в жизнь. А важнее этого, как часто выясняется, ничего и нет, наверное.
С.М