Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Канск, выпуск 4

Канск, выпуск 4

27.08.2009
2

Ну что ж, фестиваль продолжается. Я тут понемногу обживаюсь в Канске. Уже разобрался с системой общественного транспорта (в смысле, понял, какие маршруты и какие остановки мне нужны, а какие нет) — а вот с тем, как распланировать бесплатное питание в гостинице, которая довольно далеко от места показов, таким образом, чтобы не пропускать ничего важного, разобраться пока не получилось. Вчера сюда приехали «Атанорэ», мы с ними немного поиграли в кустах. А, вот нахождение выхода в Интернет по-прежнему проблема (сегодня опробовал четыре разных варианта, все по разным причинам провалились) — так что извините, если выходить на связь буду не очень регулярно.

Итак, 26 августа. В программе было полнометражное аниме «Галактический экспресс 999», был фильм «Новая работа» Владимира Логутова, программа «Эстонский метр», подборка работ Олега Пономарева (сразу скажу — её я пропустил, проверяя один из вариантов с Интернетом), очередная часть конкурса, программа берлинского фестиваля «InterFilm», а под занавес давали знаменитый «Андеграунд» Эмира Кустурицы. Хороший, в общем, день был, как видите.

Давайте начну с конца — Кустурицу я пропустил, ибо, во-первых, видел, а во-вторых, оставаться на фильм продолжительностью в три с лишним часа при начале сеанса в двадцать один ноль ноль, наверное, не самая умная идея на свете. В своё время «Андеграунд» мне нравился страшно — с тех пор я, правда, несколько пересмотрел своё отношение к режиссеру, но разувериваться в величии конкретно этого фильма как-то не хотелось. Так что причин пропустить его было целых три, видите?

Галактический экспресс 999

Галактический экспресс 999Его я не смог высидеть до конца — ушёл через час с небольшим. Это двухчасовой мультик 1979 года про путешествие на поезде через Галактику — и если сам образ старомодного поезда, что фигачит через космос, (при том внутри у него натурально сиденья как у электрички) заметно будоражит воображение, всё остальное в этом мультике гораздо тухлее.

Такой, если задуматься, Пиноккио задом наперёд — главный герой, нормальный живой мальчик, всю дорогу стремится обрести «механическое нутро», чтобы отомстить злодею, убившему его мать. Фантастический мир, в котором разворачивается действие, не без интересных придумок (тема приобретения себе нового тела, механического или какого другого взамен настоящего заслуживала лучшего воплощения), но в целом это не очень удачная попытка создать такой пост-лукасовский космический вестерн. Плюс довольно сложно смотреть мультик, в котором главный герой появляется, пытаясь тупо спереть билет на космический экспресс у ни в чем не повинных людей, честно заплативших за него бешеные деньги. Антигерой антигероем, но надо бы и честь знать всё-таки.

Новая работа

«Новая работа» — удивительное по-своему кино о том, как битых 50 минут (экранных, разумеется; на самом деле две недели) мужики завязывают в узел натуральный железнодорожный рельс. Совершенно завораживающее зрелище — из той серии, что «на некоторые вещи можно смотреть бесконечно, в том числе, как другие работают». Даже немного жалко, что это история создания реального произведения современного искусства — если бы мужики сворачивали этот рельс из чистого ухарства (ну, или хотя бы строго для фильма), вышел бы вообще идеальный комментарий о том, что любая работа, вызывающая хоть какой-нибудь энтузиазм, на самом деле должна быть абсолютно, космически бессмысленной. А так — ну, галерея, ну, продали коллекционеру западному. Ну, молодцы.

Фрицы и блондинкиЭстонский метр

В программе «Эстонский метр» обещали два фильма, но показали только один. Галлюциногенный (и совершенно замечательный) мультфильм «Жизнь без Габриэлы Ферри» куда-то пропал, поэтому пришлось довольствоваться «Фрицами и блондинками», трагикомической историей о том, как прибалтийским актёрам приходилось в основном играть фашистов.

Фильм этот совершает отличный переворот от слегка комического к ощутимо трагическому — но потом, правда, идёт ещё минут сорок, всячески подчеркивая то, что он уже вообще-то сказал. То есть, я понял — люди, показанные в этом фильме, заслужили лучшего к ним отношения. В том числе и лучшего, чем «Фрицы и блондинки».

Конкурсная программа

Вторая часть конкурсной программы была, с одной стороны, довольно убаюкивающей (первые несколько фильмов реально вгоняли в сон своей нарочитой неторопливостью) — а с другой, очень крутой. Что запомнилось — остроумная мультипликация из Таиланда «Болото», неплохой аргентинский (кажется) видео-арт «Пейзажи Катамарка» (чистая пост-канненгимовщина, но ориентироваться на Каннингема ещё, по-моему, никому особо не вредило), феерическая псевдо-документалка «Болезнь Шнайдера», смешная отечественная дурка «Притяжение», и дико обаятельный немецкий мультфильм «Банковский кризис!», в котором история, актуальная до сих пор для всех, была остроумно (и довольно зло) представлена в виде рекламы детской настольной игры. Была также и совершенно шикарная штука под названием «Loudthings» — примерно с десяток минут абсолютно абстрактного видео из линеечек, палочек и кружочков, отзывавшихся на отличный эмбиент-нойз. Какая-то горячо настроенная местная жительница после него возмущенно поинтересовалась, когда же будут показывать «настоящее» кино.

Был ещё очень основательный французский короткометражный фильм «Финита ля комедия», но при всех своих очевидных достоинствах исполнения мне лично он показался немного банальным. Совсем другое дело было с двумя сильными вещами — китайской, кажется, анимацией «Заклинание угля», через 10 минут которой реально хотелось, чтобы она продолжалась вечно, и испанским фильмом «Сахарная вата». Он, насколько я понял, по рассказу Кортасара сделан — и это такая очень в духе Жан-Пьера Жене сделанная история о том, как человек однажды запутался в собственном свитере. Сделано это очень хорошо и с интонационной точки зрения (сначала очень смешно, потом почему-то уже не смешно ни капли), и с изобразительной тоже. Глядя на картинку, отчетливо видишь, что от приглашения в Голливуд на очередной недорогой жанровый римейк её создатели находятся буквально на расстоянии одного полнометражного триллера, забацанного на родной земле. Пожелаем же им удачи в этом направлении.

«InterFilm»

В программе берлинского фестиваля «InterFilm», как-то даже неудобно говорить об этом, круто было практически всё. Удивительный фильм «Момент славы» (рассказать, о чём он — испортить всё), душевные мультики «Остатки» (о превратностях судьбы) и «Лунолина, маленького натуралиста» (о любви к ёжикам). Чудесный фильм «Дуэль», в котором саспенс нагнетается абсолютно на ровном месте — и тот момент, когда понимаешь, что же конкретно было поводом для давнего соперничества двух немолодых женщин из крохотного сонного городка, был, пожалуй, среди лучших фестиваля. Ну, и всё остальное отличное тоже.

В общем, тут, как видите, скучать не приходится. Фестиваль ещё продолжается — надеюсь, дальше будет всё столь же круто, как до нынешнего момента.

Остаюсь — по мере сил — на связи, ваш С.М.

Рекомендуем почитать