В этот раз напишу только про свои впечатления. Пусть эта запись в блоге будет попыткой моего собственного сравнения принципов городского хозяйствования и обустройства социальной сферы в столице и у нас.
Чистота
Я не вижу здесь на улицах мусора в количествах, достаточных чтобы бросаться в глаза и привлекать внимание. Я также не вижу здесь столько пыли, чтобы после прогулок по улицам (даже с оживленным движением) она скрипела на зубах и чтобы дома, оставив на день открытую форточку, со стола перед окном приходилось оттирать грязь. То есть за уборку местности и воздух (по городским меркам) — плюс.
Но. При этом я не раз видела, как местные жители, не стесняясь прохожих, бросают на землю упаковки от мороженого и шоколада. Как выводят собак гулять во дворы с детскими площадками, в скверы, на газоны. Никаких европейских пакетиков для уборки за животными в руках у этих достойных горожан нет. За культуру поведения им — минус.
Инфраструктура
Не буду говорить за другие территории, но в моем микрорайоне (район Царицыно, Южный административный округ) — явные проблемы с продуктовыми магазинами «шаговой доступности». До ближайшего супермаркета идти примерно пять-семь минут. По тем меркам, какими избаловал меня Красноярск, это долго. И это минус. Зато в округе имеются оставшиеся от девяностых годов пост-советские магазины, где пахнет рыбой, где в отделе хлеба нельзя купить молока и где продавщицы носят ярко-синие передники. Покупать там не хочется еще и потому, что цены в них на 10—20% выше, чем в больших магазинах. При этом, как мне показалось, таких перестроечных «универсамов» в «передовой Москве» гораздо больше, чем в «далекой провинции».
Но зато тут очень много находящихся в шаговой доступности детских садов и школ. По дороге до метро я прохожу мимо ограждений сразу трех садиков. А станция от моего дома не так уж и далеко. Так что доступность дошкольного образования тут — скорее плюс, чем как у нас.
Цены
За исключением аренды жилья жизнь в Москве не дороже, чем в Красноярске. Коммунальные платежи сопоставимы — 1300 рублей за однокомнатную микроквартиру. Продукты стоят аналогично: хлеб 12—20 рублей, молоко беру за 19, сгущенку (и это настоящая сгущенка, а не продукт на основе молока) — за 25, цены на овощи и фрукты тоже не особо отличаются. О том, что цены на одежду в магазинах известных сетей в среднем едины по всей стране, говорить не приходится. Также, как и о богатстве выбора и ассортименте: очевидно, что в Красноярске открыли свои точки почти все мировые марки «среднего класса», а времена, когда наши мамы и бабушки везли из Москвы кофточки, туфельки и даже экзотические продукты вроде ананасов, давно прошли. За потребительскую корзину — плюс.
Минус, как уже не раз звучало, — за стоимость съемного жилья.
Погода
По красноярским меркам тут все еще лето, этак начало августа. На набережной Москвы-реки можно увидеть загорающих и купающихся, из-под зонтиков с холодильниками тут по-прежнему продают мороженое, а мой осенне-трикотажный гардероб оказался не к месту и тоскует в шкафу. Тепло — это плюс, конечно, но я скучаю по сибирской разноцветной осени и с тревогой думаю о предстоящей промозглой, сырой зиме. Может быть, даже без снега.
Как только дома выпадет первый, попрошу друзей, чтоб прислали мне его бандеролью.
Елена Шлома