В честь «Посылки» решил устроить обратную ретроспективу фильмов Ричарда Келли — благо их не так уж много. Режиссерская версия «Донни Дарко» уже освоена — на очереди пересмотр «Сказок Юга».
Сразу коротко о главном — «режиссерскость» этой версии «Донни Дарко» заключается в парочке небольших сцен и в том, что всё действие разбито на главы с названиями и коротким «описанием» из фигурирующей в фильме книжки «Философия путешествия во времени». Описания эти, прямо скажем, не столько помогают понять, что тут к чему, сколько, наоборот, сильней запутывают следы. В остальном же — чёрт, прекрасно; такой Стивен Кинг (зря, что ли, мама Донни в первой же своей сцене читает «Оно»), только минус монстры и членовредительство. Я про «Посылку» когда писал, говорил, что у Келли отличное чувство временного периода, когда он сам его застал — 80-е у него совершенно замечательные, такие тёплые и лучистые, в отличие от умозрительных дизайнерских 70-х из «Посылки». Это слегка идиллическая картинка, конечно, но зато в ней начисто отсутствует то несколько кретинское веселье, которое в определенный момент стало за каким-то лешим основной интонацией всякого разговора о 80-х — мол, смотрите, начёсы, лосины, Синди Лаупер, гы-гы-гы. Там смешно ещё, что у него и актёры многие главные тоже оттуда — и Суйэзи, и Берримор, и Мэри МакДоннел тоже в первую очередь именно 80-х лица. (Патрика он, конечно, в этом плане особенно жестоко приложил).
Вообще, я сейчас, возможно, крамолу скажу, но мне в этот раз показалось, что главный талант Келли — это вовсе не его стремление к фантастическим разрешениям и не умение наваливать один на другой бесконечные повороты сюжета один невероятнее другого. Скорее, в нём важна его поразительная наблюдательность — «Донни» ни черта бы не работал так, как он работает, если бы в нём не было этих очень чутко уловленных человеческих деталей, маленьких нюансов поведения, крохотных зарисовок быта. Келли в конечном итоге именно этим берёт — что в центре невероятной истории про апокалипсис, путешествия во времени и параллельные миры оказывается очень простая и очень естественная человеческая история, которую даже танцевальным номером под Duran Duran’овский «Notorious» никак не испортить.
С.М.