Что-то слишком академичная у меня получилась рецензия по «Пиковой даме». Надо немного разбавить впечатление.
Хотя два вечера подряд смотреть этот спектакль — знаете ли, не шуточки. Есть у меня одна театральная подруга, которая (не поверите, на полном серьезе!) недавно мне заявила, что профессиональные театральные критики и журналисты должны уметь абстрагироваться от происходящего на сцене. В том смысле, что ваш покорный слуга часто попадает под власть актерского обаяния. Но не ценит при этом достоинства «профессиональных, но не обаятельных артистов».
К этой животрепещущей теме мы еще как-нибудь вернемся. А упомянула я об этом здесь лишь к тому, что такой сюжет, как «Пиковая дама», да еще в хорошей постановке, просто невозможно воспринимать, как говорят в театре, с холодным носом. Уже после первого просмотра спектакль пробирает настолько, что бессонница гарантирована. А уж после двух вечеров подряд...
Режиссеру в процессе работы тоже пришлось несладко. Как мрачно шутил Сергей Бобров, нужно было постоянно «договариваться с барабашкой». Например, какую-то часть кулис в спектакле сначала не планировали опускать донизу. Приходят утром на репетицию — а они опущены. Стали допытываться до монтировщиков — никто не признается. Режиссер рассудил философски: «Раз барабашка так решил, пусть так и будет».
Второй случай еще веселее. Однажды упал штанкет и треснуло одно из зеркал. А когда Бобров достал свой сотовый, вдруг обнаружил, что на нем тоже трещина — один в один, как на зеркале!
Да и во время премьеры барабашка давал всем прикурить. Когда между сценами акта в зале вдруг не ко времени зажегся свет, это еще куда ни шло. Ну переволновались люди к премьере, нечаянно включили. А вот на втором спектакле сначала завис компьютер, и публике минут пять пришлось любоваться на клубящиеся облака, проецируемые на занавес. А в финале Герман смог застрелиться лишь с третьего раза — его пистолет дважды давал осечку. Самообладанием Михаила Урусова в этой ситуации можно только восхититься.
В общем, что тут скажешь? Непростая она, «Пиковая дама». Не знаю, кто как, а я с уважением отношусь к театральной мистике. Благо, барабашка лишь слегка порезвился, до серьезных проблем не дошло. Наверное, спектакль ему понравился.
Елена Коновалова, фото Андрея Минаева