Что вы прочитали за 2009 год, что вам показалось интересным, что можете порекомендовать? Для затравки привожу свой небольшой читательский список за год. Осмелился многим уважаемым и не очень авторам поставить оценочки по пятибалльной системе, оценки моего читательского интереса. 4 и 5 — это рекомендация от меня лично.
В списке только проза, расставленная не по ранжиру, но по времени прочтения от раннего к позднему.
- «Эсав», Меир Шалев. О том, что прочел этот роман, сообщал уже в блоге. Оценка 4 — (четыре с минусом)
- «Познать женщину» Амос Оз. Очень средний роман, на мой взгляд, очень среднего писателя. Роман об израильской шпионе, вышедшем на пенсию. Оценка 2.
- «Простая история» Шмуэль Исроэль Иосиф Агнон. Должен сказать, что начало года у меня прошло под знаком еврейской прозы, поэтому потерпите. Агнон — признанный великий израильский писатель, Нобелевский лауреат. В романе что-то есть, но это что-то не очень меня развлекло и порадовало. Хотя я вполне верю, что автор крут. Говорят, у него язык необыкновенный. 3 +
- «Без судьбы» Имре Кертес. Еще один Нобель и еще один еврейский венгерский классик. Повесть о мальчике, попавшем в концлагерь, автобиография фактически. Отличная, очень современная вещь. Оценка 5.
- «облако.дом.» Эльфрида Елинек. Это пьеса, в «Иностранке» опубликована. Мне показалось, что это скорее поэма. На пьесу в нашем кондовом понимании совсем не похоже. Но они там в Европе давно уж ускакали вперед, нам и не догнать. Пьеса эта, по-моему, в основном затрагивает общегерманские проблемы, много цитат из «Философии истории» Гегеля, которую я уже пятнадцать лет дочитать не могу, сохну от скуки. Хотя что-то в пьеске этой есть, интересней было б не читать даже, а поглядеть на сценические решения этого текста. А ее ставили многократно. В общем, на большого любителя. 3 балла.
- «Фокус» Артур Миллер. Писал, кажется, и об этой вещице в блоге. Отличная повесть. 5.
- «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле. Перечитал этот грандиозный труд, пытаясь более зрелым взором отыскать в нем нечто для себя свежее. Что-то нашел, ничего не потерял. От оценок воздержимся.
- «Удушье» Чак Паланик. Пустовато, беллетризованная журналистика. 2.
- «Локон медузы» Говард Лавкрафт. Сборник рассказов. Скучно, однотипно и не страшно. Хотя верю, что сам Лавкрафт наяву видел всех этих чудищ, и вообще взгляд у него проникал в глубь столетий, в то время когда эти его монстры существовали более явно. Оценка 2.
- «Голем и другие рассказы для детей» Исаак Башевис Зингер. Вот, пожалуй, лучший еврейский писатель, также при Нобеле. Рассказики неплохие. 4.
- «Мантисса» Джон Фаулз. И об этой вещице в блоге писал. Оценка 2.
- «Избранные рассказы» Сол Беллоу. Вот автор, также еврейская проза, не хуже Зингера, а может и посильнее. Рассказы непростые, к ним привыкнуть надо. Но что это суперклассно и что вряд ли так вообще кто-то может — это уж наверняка. Оценка 5.
- «Дама с камелиями» А. Дюма-сын. Будете ржать, но прочел эту книгу впервые. Знать ее нужно, наверное. Забавно, что по цвету камелий, можно было узнать, когда у девушки-содержанки «обыкновенное женское». 5.
- «Ночной поезд на Лиссабон» Паскаль Мерсье. Фигня. 2.
- Далее прочел ряд апокрифов (Евангелие от Фомы, Филиппа, Ессеев и пр.) Некоторые не в первый раз. Весьма любопытно. Не оцениваем.
- «Пена дней» Борис Виан. Французский классик, писатель, музыкант, проживший очень недолго. Самими французами признан одним из пятнадцати лучших писателей века всех стран и народов. Этот роман сатирический, издевательский. Игровой. Перевернутый. Клоунадный. Примерно тоже самое сделала Татьяна Толстая в роман «Кысь», только спустя почти пятьдесят лет. Оценка 3. (А «Кысь» 1 -).
- «Диего и Фрида» Жан Мари Леклезио. Очень качественное произведение о жизни славных мексиканских художников. 4 +.
- «Я приду плюнуть на ваши могилы» Борис Виан (опубликован под псевдонимом Вернон Салливан). Лучший из романов Виана, очень убойно, очень легко читать, динамика, секс, кровь, ненависть, интрига. Не сильно так уж закручено, все просто довольно, но хорошо. По мне. Оценка 4 +.
- «У всех мертвых одинаковая кожа» Борис Виан. Это хуже, повторы уже пошли, адреналин иссякает. 2.
- «А потом всех уродов убрать» Борис Виан. Совсем иссяк. 2.
- «Кавказский меловой круг» Бертольд Брехт. Перечитал эту пьесу. Зачем, сам не знаю. 4 балла.
- «Пожиратели звезд» Ромен Гари. Роман о придуманном мексиканской диктаторе. Автор в представлении не нуждается. Очень прославлен и многие уникальные литературные достижения ему принадлежат (в частности, как вы знаете, Гари дважды обладатель Гонкуровской премии, которую дважды в принципе не присуждают). Пишет довольно шустро, пишет занимательно. Но не шибко глубоко, на мой вкус. Можно читать, а можно и нет. 4 -
- «Чародеи» Ромен Гари. Эта книга о России восемнадцатого века, гораздо более нудная, чем предыдущая. 3 -
- «Кельтские сумерки» У.Б. Йейтс. Это мой любимый поэт и вообще литератор. «КС» — небольшая вещица, посвященная ирландскому фольклору. Кому надо, читайте. Для себя и для Йейтса оцениваю в 4 +
- «Дублинцы» и «Портрет художника в юности» Джеймс Джойс. В «Дублинцах» есть реально сильные вещи, рассказ «Земля» например. А «Портрет» — довольно странная книга, в чем-то для меня загадочная и нелюбимая. Я и до этого ее читал и не полюбил, и сейчас не люблю. Тем не менее 4.
- «Все утра мира» Паскаль Киньяр. Этого автора, а также еще нескольких последующих франкоязычных, прочел под влиянием своего друга франкомана Игоря Кудрявцева. Что сказать? Киньяр молодец, возможно, даже слишком молодец для меня. Слишком совершенен. Оценка 3.
- «Секс и страх» Паскаль Киньяр. А вот это эссе мне больше понравилось (хотя какое эссе — по объему на роман вполне тянет). В нем больше хаоса, меньше совершенства. Мысль идет, как хочет, а не по заранее рассчитанному пути. Это больше мое. Хотя нужно ли кому-то читать эту вещь — не знаю. Оценка для меня (без рекомендации) 4.
- «Любовь во время чумы» Габриэль Гарсиа Маркес. Вот, друзья, пожалуй, для меня книга года. Роман не так глубок и хорош, как «Одиночество», но есть в нем очарование, есть. Очень хорошая, добрая, большая (в смысле души) вещь. По секрету скажу: некоторыми историями из этой книги я четырех телочек в прошлом году соблазнил. Так что и вполне физиологическая польза имеется. Оценка 5 -
- «Несколько дней» Меир Шалев. Шалев весь довольно ровный, для меня этот автор — израильский Маркес. Не такой насыщенный, как оригинал, но иногда и суррогатику можно попробовать. 3.
- «Пища богов» Теренс Маккенна. Это не художественное произведение (для тех, кто не знает, объясняю). Вроде как даже научная работа, но по сути библия наркоманов. Идея — эволюция человечества без наркотиков была бы невозможна. Точнее даже без грибов. Любопытная вещь. Не оцениваю.
- «Свидание» Кристиан Остер. Автор от Игоря Кудрявцева. Этот средненький, олицетворяет и течение, и поколение, лидером которого французы назначили Жана Филиппа Туссена (бельгийца). Остер тоже там на первых ролях. Оценка от меня 2.
- «Месье» Жан Филипп Туссен. Перечитал, пытаясь понять, что ж таки в нем хорошего. Не понял. 2.
- «Голубь и мальчик» Меир Шалев. Писал об этом романе в блоге, лучшая вещь Шалева. 4.
- «Страсти» Исаак Башевис Зингер. Рассказы. 4
- «Путь Моргана» Колин Маккалоу. В блоге писал. 1
- «В доме своем в пустыне» Меир Шалев. 2
- «Желание и чернокожий массажист» Теннесси Уильямс. Проза и малоизвестные пьесы великого драматурга. Много, очень много хорошего. 5.
- «Катерина» Аарон Аппельфельд. Автор — израильский классик, обладатель множества наград. Роман полнейший примитив, об украинской девушке, которая типа очень любила евреев. Оценка 1.
- «Сатана в Горае» Исаак Башевис Зингер. Роман о всяческих заблуждениях. 3 балла.
- «Папин домашний суд» Исаак Башевис Зингер. А вот это отличная вещь, о детстве, о Польше начала века. 5 баллов.
- «Раскаявшийся» Исаак Башевис Зингер. Небольшая повесть о том, как человек пришел к вере, к Богу. 4 -
- «Капитан Панталеон и рота добрых услуг» Марио Варгас Льоса. Прочитано по совету Сергея Кузнечихина. Его поколение росло под существенным влиянием этого перуанского писателя. Я читал Льосу и прежде, «Война конца света» к примеру, и отношусь с уважением к этому автору. Но «Капитан...» вещь слабая, ничтожная, неинтересно построенная, скучная, несмотря на то, что речь идет о публичном доме для армии. 2 балла.
- «Семья Мускат» Исаак Башевис Зингер. Толстенная семейная хроника, страниц в семьсот. Объем пугает, но вещь достойная, очень хорошая. 5.
- «Невыносимая легкость бытия» Милан Кундера. Несмотря на мерзейшую русофобию, все же автор неплох. 4
- «Пианистка» Эльфрида Елинек. Прочитал под влиянием фильма Михаэля Ханеке. Фильм больше понравился, почему-то именно от фильма в башке что-то зашевелилось. Вообще Ханеке — классный. За это и Елинек поднимем до 4.
- «Коллекционная вещь» Тибор Фишер. Полная хрень. 1.
- «Отсос» Стюарт Хоум. Это Леня Зольников меня просвещает (развращает). Проза это из журналистики вся. Но живенько так, сатирично. Действительно, всех и вся обсмеял, поиздевался. Автор этот, впрочем, для меня весь еще впереди, если сил хватит. Ленька полное собрание сочинений Хоума вчера приволок. Но это уже в одиннадцатом году отчитаюсь. За «Отсос» троечка.
- «На игле» Ирвин Уэлш. Не знаю, зачем наши сменили нормальное поэтическое название этого романа (в оригинале «Глазея на поезда») на лобовое «На игле». Нет, понятно конечно, но зря они это сделали. Несмотря на ругань в адрес Уэлша, на мой нюх — автор вполне достойный и интересный. Про нарков, если еще не читали, романчик этот. 4.
- «Любовницы» Эльфрида Елинек. Любопытно выстроенная вещь, литераторам бы почитать, прозаикам, чтоб знали, дуболомы, как в Европах люди-то пишут. Оценка 3.
Антон Нечаев