Фестиваль захлестнул столь плотным потоком событий и впечатлений, что абсолютно нет времени остановиться и как следует обдумать увиденное. Поэтому извините за некоторое запаздывание. До конца фестиваля (а закрывается он завтра) еще расскажу о спектакле «Я скучаю по тебе...» по А. Володину и «Старомодной комедии» А. Арбузова в постановке норильчан. О минусинском спектакле «Месяц в деревне» уже рассказывала, не жду от него каких-то иных впечатлений.
А сейчас о спектакле Ачинского драмтеатра «Не все коту масленица» А. Островского. Режиссер — Андрей Санатин (Москва), художник — Елена Сидельцева. Как и в случае со спектаклем Железногорской оперетты, столичная прописка режиссера — вовсе не показатель качества спектакля. Или просто я уже успела посмотреть столько постановок по Островскому, что не воспринимаю работы значительно слабее уровнем. Но после спектаклей Малого театра (вот что там ставится мастерски, так это Островский), после знаменитых «Волков и овец», с которых, собственно начался театр «Мастерская Петра Фоменко» (и которых нам, возможно, привезут в июне), появляется определенная градация. И даже если не брать в расчет московские театры — вспомнить хотя бы «Таланты и поклонники» в постановке Олега Рыбкина в краевой драме (увы, остается теперь только вспоминать). В сравнении со всем этим спектакль ачинцев безнадежно проигрывает.
А, собственно, почему? На мой взгляд, сегодня в постановке Островского возможны два подхода. Либо это какое-то непривычное решение (как, например, Рыбкин «очеховил» Островского, по собственному определению режиссера). Либо очень детальное отношение к быту. Драматург уделял быту огромное внимание, и чем еще ценны спектакли Малого театра — в них очень тщательное, почти музейное отношение к деталям в оформлении. Все костюмы — полное соответствие эпохе, если самовар — так он чуть ли не из тех времен (хотя не удивлюсь, если и в самом деле это подлинный раритет). И в спектаклях по Островскому это срабатывает на ура. В постановке Санатина актеры играют по бытовому, а оформление условное, оно не работает на спектакль. И уж совсем бессмысленное музыкальное оформление, вообще ни о чем.
Ачинцам не очень повезло с фестивальной площадкой — играли они в ТЮЗе, где проблемы с акустикой. Поэтому актеров зачастую было просто не слышно. Да еще и публика собралась явно не театральная — привели старшеклассников с учителями, многим из них до происходящего на сцене не было никакого дела. И это уже вопрос к организаторам фестиваля: как распространялись билеты? Неужели продажи на фестивальные спектакли шли настолько плохо, что потребовалось искусственно наполнять зал случайными зрителями? К этой теме я еще вернусь в итоговом обзоре «Театральной весны».
А чему порадовалась после просмотра — московский критик Ольга Галахова провела очень грамотный разбор спектакля, высказала много полезных технических замечаний по актерской игре. Актерам было очень важно это услышать. Я лично хочу особенно отметить Антонину Крупенникову в роли Агнии. Мало того, что у Островского очень сложные женские образы, так для актрисы ее роль еще и ввод. И справилась она с ней в столь непростых условиях, на мой взгляд, весьма достойно.
Елена Коновалова,
фото Андрея Минаева