Ученые продолжают потрошить человеческие чувства на простые биохимические составляющие. До окситоцина и вазопрессина мы как-то раз уже в блоге добирались. За окситоцин на самом деле наверно уже все знают -вызывает чувство привязанности, можно купить в виде «Духов любви» и прочее. Однако в природе, как известно, все имеет обратную сторону. В свежем исследовании Нидерландские ученые показывают, что окситоцин может иметь не только «любовные» эффекты.
Для своих тестов они набрали почти сотню добровольцев — молодых здоровых мужчин. И стали всячески их объединять в группировки и стравливать. Предварительно всем подопытным в нос прыскали специальным спреем. Половина добровольцев в спрее получала дозу окситоцина, второй половине — прыскали пустышку. Конечно же, никто из испытуемых не знал, что ему прыснули в нос.
Играли они в достаточно стандартную для всяческих экономических и психологических исследований игру. Испытуемых объединяют в группы по три человека. Каждому участнику выдают по 10 Евро. Одновременно играет две группы. У каждого участника есть несколько вариантов распределения денег. Можно остаться при своих, но при этом ни твоя группа, ни группа противника ничего не выиграет и не проиграет. Можно увеличить общий доход группы, при этом самому получив чуть меньше. А есть варианты, при которых противник теряет в доходе.
Итак, что же получилось в итоге. Самое первое и ожидаемое — те, кто получил дозу окситоцина, вели себя с большей долей альтруизма. Они были готовы вложить больше денег в общий банк, что приносило выгоду всем участникам группы. Но как только члены группы узнавали, что есть опасность финансовых потерь в результате деятельности другой команды, окситоцин проявил себя с неожиданной стороны. В этом случае те, кто получил дозу гормона, решали вести себя более агрессивно. Их варианты распределения денег были направлены на сокращение потенциальных потерь внутри своей группы и в то же время на денежное наказание второй команды. При этом опасность была только потенциальной. Если бы они хотя бы допустили мысль, что другая команда будет вести себя хорошо, то могли выбрать и более выгодные варианты распределения средств.
Получается, что окситоцин вызывает не только альтруизм и привязанность внутри группы. Он еще и способен стимулировать агрессию по отношению к конкурирующим или потенциально опасным группировкам. Теоретически это можно объяснить. Идеальная привязанность. Все, что угрожает нашей любви (группе, идее, стране....), должно быть уничтожено. В планах ученых провести подобное исследование и на женщинах. Не факт, что их поведение будет таким же примитивным как у мужчин.