Главная
>
Статьи
>
Окружение

Окружение

13.09.2010
31

Артур Акминлаус в своем блоге на новорожденном сайте «Живая литература» сетует на отсутствие реальных претендентов от России на получение Нобелевской премии по литературе. А заодно впадает в критическую шаблонность, говоря о падении престижа Нобелевки в связи с присуждением в последние годы премий малоизвестным писателям.

Малоизвестной в частности А.А. называет Герту Мюллер.

Удивительно, что и проживание за рубежом, а Артур Акминлаус, как я понял, постоянно живет в Великобритании, не излечивает от нашего российского верхоглядства, я бы даже сказал снобизма. И кругозор похоже тоже не расширяет.

Действительно, Нобелевские лауреаты последних лет (почти все) совершенно неизвестны, и в этом А.А. прав, но неизвестны только в России. Фамилии их не звучат, произведения не переводятся. Говорит это только о потрясающей нашей литературной отсталости, о том, что мы полностью вне мирового контекста, что мы сами по себе в своем болоте, а все космические амбиции писателей метрополии лишь унылая неизлечимая патология.

Упоминая имена нобелиатов, А.А. вообще-то элементарно мог бы и в справочники заглянуть, а не поверять слепо словам недалеких российских критиков и редакторов, считающих себя абсолютом, и вправду являющихся абсолютом косности, тупости.

О Герте Мюллер, которая лауреат многих внутригерманских премий и участник самых престижных литературных форумов, достанет и то сказать, что она обладатель второй по престижности литературной премии в мире — Дублинской, за роман «Страна Зеленых Слив» (1998). А обладатели Дублинской премии все претендуют на Нобелевку автоматически. И уже без вопросов мировые имена (среди лауреатов Орхан Памук, М. Уэльбек).

Также незнаком россиянам и французски й классик Ж. Леклезио, драматург и поэт Гарольд Пинтер и т.д. Мы вообще никого и ничего не знаем и знать не хотим.

Другое дело, что Нобелевки присуждаются часто вопреки сложившейся системе авторитетов внутри национальных литератур. Так к примеру, итальянцы возмущались присуждению премии Дарио Фо, дескать, у них там и получше есть, также и наши вопили, когда Иосифу Александровичу премию дали (помните? Многие и до сих пор возмущаются).

Вокруг любой награды, да вообще вокруг любой похвальбы или критики сразу возникает нездоровое возбуждение у некоторой части публики. Что уж говорить о Нобелевке, если наши родные тихие премии Фонда Астафьева стольким злопыхателям спокойно уснуть не дают.

Тут вот что надо понять: один из столпов премиальной работы, классик присужденческого процесса, выдававший Нобелевские премии на протяжении ряда лет, как-то сказал: «Поскольку мы не можем наградить лучших, мы хотим отметить хотя бы достойных» (вольный перевод со шведского Антона Нечаева). Этим все сказано, и я лично в моей Фондовской деятельности ориентируюсь на эту установку. В этой фразе заложено и смирение: кто может знать, что лучше, а что хуже? Это становится ясно со временем, да и вообще лишь Господь всемогущий ведает, кто чего стоит. И вытекающее из этого смирения понимание реального поля ответственности: Нобелевка (любая награда) — это все лишь эта награда, она не отвечает за весь процесс, она не утверждает несомненное величие одного, и тем более никого не умаляет. Поэтому разговоры о том, что кому-то дали, а кому-то не дали — бессмысленны.

Обычно упоминающиеся в этих случаях авторы: Набоков (писатель совсем не великий), Борхес, Милан Кундера (мое краткое увлечение, но автор тоже не самый большой).

Мой личный список великих: Платонов, Шмелев, Пруст, Джойс и из них никто не является Нобелевским лауреатом.

В современном российском литературном мире (мейнстрим) я не вижу шибко выдающихся писателей, даже просто хороших-то очень мало, и надеюсь, Нобелевский комитет, представители которого, как я знаю, мониторят мой блог регулярно, отнесутся уважительно к моей точке зрения и в ближайшие лет пятнадцать никому из этих продажных московских писак ничего не дадут и даже заявки не примут.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать