Последний день фестиваля открылся показом пьесы Максима Осипова «Трудный день» (режиссер Никита Рак). И как прозорливо отметил художественный руководитель ДНК Олег Рыбкин, этот день оказался действительно трудным.
Показ первой пьесы прошел неудачно. Да, можно говорить, что автор — не драматург, а прозаик. И поэтому его пьеса (первый, кстати, опыт в драматургии) чересчур многословна. Можно выдвинуть претензию, что в ней слишком много рассуждений и мало действия. Что объем ее трудно уложить в фестивальное прочтение, и поэтому без купюр было не обойтись. Но в результате режиссер так увлекся сокращениями, что от содержания осталась одна фабула. А вся проблематика пьесы — дремучие провинциальные нравы (привет «Догвиллю» и прочим фильмам на эту тему), взаимоотношения человека и церкви, межнациональные отношения — все это ушло куда-то за кадр и свелось к банальной бытовухе. Очень жаль. Как справедливо отметил критик Павел Руднев, показ спасла главная героиня (Наталья Горячева).
Далее по программе шел «HUNGARICUM» братьев Пресняковых в постановке Егора Чернышова. Эти драматурги — мэтры новой драмы и в свое время их пьесы буквально взорвали не только театральное пространство страны, но и привлекли внимание европейского театра. Сейчас братья перебрались в Европу, и их новые творения уже не вызывают у российских критиков прежних восторженных отзывов. Может, потому что авторы, что называется, оторвались от корней? А темы, которые их сейчас занимают, не близки российской ментальности? Что, в частности, явила «HUNGARICUM». Пьеса скорее напоминает комедийный сценарий. Приграничная зона в Венгрии, старик безработный, промышляющий тем, что косит под полицейского и штрафует доверчивых лохов. Его жена — домашняя курица, пропагандирующая идею мирового супа... И так далее. В финале побеждает любовь. А постмодернизм, в жанре которого она написана, по оценкам критиков умер... И в самом деле — непростой день.
Зато закончился он просто феерически. Олег Рыбкин, как всегда, приберег на закрытие ДНК достойную кульминацию. «Класс Бенто Бончева» Максима Курочкина — весьма остроумная футуристическая комедия о взаимоотношениях мужчины и женщины. Некое отдаленное будущее, где секса как такового нет, и один молодой ученый доказывает, что любовь — это вообще фикция, и в прошлом ее тоже не было. А потом где-то в джунглях находится дикое племя, которое размножается естественным путем, и все человечество бросается наверстывать упущенные радости жизни. Описывать это бессмысленно — надо слышать. И, возможно, когда сцена ДНК заработает на полную катушку, «Класс Бенто Бончева» (хотя бы в форме читки) войдет в ее репертуар. Что было бы здорово.
Впрочем, не удивлюсь, если этой пьесой заинтересуется антреприза... Материал — выигрышнее некуда.
Елена Коновалова