Уже буквально через месяц Каннский кинофестиваль откроется новым фильмом Вуди Аллена «Полночь в Париже» - а мы пока смотрим его предпоследний.
«Незнакомец» - это лондонский период Аллена, и тут разворачивается вроде бы привычная для него многоуровневая история про людей и разные их заморочки. В центре истории - бодрая английская бабушка (Джема Джонс), от которой ушёл муж (Энтони Хопкинс), и теперь она только и делает, что по-английски весело выпивает и мотается к гадалке, которая наговаривает ей всякое про будущее. Муж тем временем собирается жениться на совсем молодой дурынде, дочь (Уоттс) ждёт, пока муж (Бролин) допишет новый роман и немного влюбляется в босса (Бандерас); муж же засматривается на симпатичную соседку в красном в окне напротив (Фрида Пинто, девушка из бойловского «Миллионера из трущоб»). В конце всем станет очень плохо, а зрителю - почему-то очень хорошо.
С одной стороны, для Аллена это всё - известные вещи; все эти маленькие трагедии, цепочка интеллигентных невротиков, так или иначе загнанных в угол собственными комплексами и жизненными обстоятельствами, ласковый до какого-то издевательского уровня закадровый голос. Но он на уровне интонации сделан как-то совсем изумительно. Аллен почти гениально уходит от всяческой аффектации - тут краски под занавес сгущаются изрядно, а фильм всё равно будто порхает вокруг своих героев. Более того, он что-то такое умеет делать с артистами, что очень сложно объяснить. Так если посмотреть, в составе тут - сплошь известные драматические тяжеловесы, Хопкинс, там, Уоттс, Бролин. Им бы всё происходящее в фильме на разрыв аорты играть - а они вместо этого делают такие лица, каких я у них ни в каком другом фильме не видел. Хопкинс тут всё больше моргает, Бролин смотрит из-под дурацких кудряшек, Наоми вообще играет в основном лбом. И «Незнакомец» когда заканчивается, кажется, что тебе в голове форточку открыли и свежим ветром протянули этак изрядно. Прекрасное ощущение, скажу я вам.
Сергей Мезенов