В Москве недавно вручили премию «Супернацбест». Это решили отметить главную книгу «нулевых», приз составлял 100 тысяч долларов, а в числе соискателей - вся сборная отечественной словесности - от Шишкина до Быкова и от Проханова до Прилепина.
Члены жюри тоже достойны отдельного упоминания - Ирина Хакамада, Эдуард Лимонов, Леонид Юзефович (кстати, лауреат «Нацбеста» за роман «Журавли и карлики»), а также - пабам! - советник президента Аркадий Дворкович. Присутствие Дворковича, человека из кремлевской тусовки, заставляет задуматься - неужели высшая власть стала благосклоннее относиться к литературе? Неужели пришли времена, когда лютый оппозиционер Лимонов и элитный советник Дворкович сядут даже не на одном гектаре, а за одним столом и будут обсуждать книжки? К слову, самой сенсационной стала именно эта коллизия - оппозиционер и кремлевский за одним столом в жюри литературной премии.
А «Супернацбест» получил Захар Прилепин, за сборник рассказов под красноречивым названием «Грех». Это не самая известная книга Прилепина, чего там. Не сравнить с эпиком нацболов «Санькя». Я бы даже сказал, что не самая коммерчески успешная - дебютный роман «Патологии» разошелся куда более внушительным тиражом. То есть «Супернацбест» вручали как Нобелевку - не за конкретное произведение (ну кто из вас читал этот «Грех»?), а по совокупности заслуг.
Итак, символом литературы 2000-х годов стал «Грех» - хотите в кавычках, хотите без. Если без кавычек, то это очень подходит к описанию стиля Прилепина. Сам автор часто подчеркивает, что прожил очень интересную жизнь - служил в ОМОНе, воевал в Чечне, потом поменял кучу профессий, родил троих детей (кстати, незадолго до церемонии вручения родился четвертый, и Прилепин обещал все 100 тысяч премиальных долларов потратить на него). Все бы хорошо, за одним исключением: Прилепин чудовищно не умеет писать. То есть открывайте любую из его книг на любой странице и зачерпывайте ковшиком или ведром ошибки, стилистические натяжки, нелепые языковые конструкции, какие-то жутковатые жаргонные словечки. Прилепин - это такой Ардальон Борисович Передонов из «Мелкого беса», только не в школе преподает, а книги пишет.
Ну, поздравлять тут не с чем. Победа «Греха» - не проблема современной литературы (с ней как раз все более-менее в порядке), а проблема умонастроений либеральной части интеллигенции, составившей квалифицированное большинство в жюри. Для них Прилепин - это такой новый ниспровергатель и нонконоформист, почти что новый Эдичка Лимонов, только с омоновским прошлым. Неважно, что он пишет, важно, чтобы он был такой, из самой народной гущи. Такие книги (и таких писателей) отмечают не за содержание, а за направление. И в этом наша либерастия неисправима.
Владислав Толстов