Канал Россия-1 вызвал маленькое возмущение умов (или возмущение маленьких умов, не придумал, как лучше) своим биографическим сериалом «Достоевский». Рейтинги премьера показала вполне кавайные, то есть не исключено, что за сериалом «Достоевский» последуют телевизионные версии биографий других русских классиков.
Только теперь подумал, что у нас что ни классик - так его жизнь просто готовый сюжет для небольшого сериала.
Гоголь - его биографию можно снять в стиле «Твин Пикса», что-нибудь такое фантасмагорическое: потому что там много мистических совпадений, много безумных ситуаций, свиные рыла вокруг, сожжение второго тома «Мертвых душ» и все такое прочее. Жаль, правда, что ни одной женской роли - Гоголь вообще не по этой части.
Пушкин - тут все понятно: дуэли, карты, поездки, дерзости, романы, ножки, стихи, белокурый Дантес, красавица Натали, гнусный антироссийский выпад барона Геккерена, царь-наставник. Можно залудить красивую ура-патриотическую штуку серий на десять, вот только Пушкиным нас настолько перекормили, что любое прикосновение к его биографии уже заранее вызывает изжогу - пошлость получится преизрядная. Опять же до сих пор не забыта эпическая галиматья «Пушкин. Последняя дуэль» с Безруковым, раскрашенным под декоративное наше все.
Лермонтов. О, ну тут боевик. В духе «Спецназа» или даже «Грозового фронта». Потому что по своей первой специальности Лермонтов был командиром роты пластунов, то есть - на наши деньги - командовал разведротой в Чечне. Жаль, Турчинский умер, ему бы обязательно нашлась роль какого-нибудь казака-головореза, которому Лермонтов в перерывах между вылазками читает «Тамбовскую казначейшу» у костра.
Чернышевский. Ну, тут напрашиваются солженицынски-шаламовские мотивы, вроде «Завещания Ленина», только вместо лагерей - якутская ссылка, куда отправили автора «Что делать?».
Тургенев - это мелодраматический сериал такой, вроде «Две судьбы», потому что там Полина Виардо и еще тоталитарная мамаша-помещица. Не люблю Тургенева.
А из жизни Чехова вполне можно сваять что-нибудь в духе «Интернов», а Антон Палыча поручим играть Охлобыстину.
В общем, у нашего литературно-биографического сериального движения большие перспективы.
Владислав Толстов