Премия «Русский Букер» не так давно решила провести награждение «Букером десятилетия» (или «Букером Букеров», я не совсем помню, как эта премия называется), чтобы выделить из награжденных в 2000-2010 гг. книг самую главную, и соответственно, автор получит бонус — еще одну премию.
А тут некто Юрий Васильев написал открытое письмо членам жюри «Букера десятилетия», где рассказал о нелегкой судьбе одного из лауреатов «Букера» «нулевых» (и, соответственно, номинанта на «Букер десятилетия») Рубена Давида Гонсалеса Гальего. Гальего, инвалид детства, прикованный к инвалидной коляске, получил «Букера» за книгу «Белое на черном» в 2003 году. Потом уехал в Нью-Йорк и там попал в автокатастрофу. В связи с чем Васильев предложил жюри поступить благородно — отдать, не совещаясь, «Букер десятилетия» Гальего для поправки здоровья, а всем остальным соискателям от премии отказаться. Несколько тысяч людей уже поставили свои подписи под письмом Васильева. Но в литературном мире его предложение вызвало, конечно, безобразный скандал. Теперь одни кричат — да, давайте поможем Рубену, он инвалид, ему и так тяжело, надо премию ему отдать. Другие возражают: «Букер» — литературная премия, а не благотворительная богадельня. Давайте объявим сбор средств в пользу Гальего, но лауреата, автора лучшей книги десятилетия будем определять исходя из других критериев.
Все, как водится, переругались. Даже среди членов жюри теперь нет единства.
Собственно, номинальный размер «Букера десятилетия» — 600 тыс. рублей. На лечение в американской больнице этих денег вряд ли хватит. А вот «Букер», если выдаст премию не за литературные заслуги, а за трудные жизненные обстоятельства, окончательно перестанет быть престижной литературной премией. Потому что главное — создать прецедент. Через год выяснится, что один из претендентов на «Букер», например, только что пережил страшный инсульт, или у него сгорел дом, или сдохла любимая кошка — в любом случае, деньги ему нужнее, чем другим, даже если написал он полную чушь.
Премия премией, здоровье здоровьем, я так считаю. Гальего — хороший писатель, но вручать ему премию только за то, что он попал в аварию, а не за то, что написал очередной шедевр (а после «Белого на черном» Гальего толком-то ничего и не написал) — это самая большая глупость, которую можно совершить в мире литературных премий.
Интересно, а вы-то как считаете — нужно Гальего «Букера десятилетия» давать за то, что он попал в аварию? Вообще — нужно ли учитывать в критериях литературных премий такие нетворческие факторы, как инвалидность, тяжелую жизненную ситуацию и автомобильную катастрофу?
Владислав Толстов