Поддавшись импульсу, отправился изучать неизученное творчество гражданина Козловского — и начал с этой прошлогодней эксцентричной комедии про послевоенное время.
Козловский играет героического летчика Каверина, которого после победы в Великой Отечественной не отпускают домой, а оставляют вместе с частью стоять и караулить неизвестно что в Германии. Когда выпадает шанс смотаться на сутки в командировку на родину, однополчанин (Смольянинов) уговаривает героя взять его удостоверение личности и мотануться до одной деревеньки, где его давно ждёт любовь по переписке Настя (Ходченкова) — чтобы вместо него жениться по его документам. План так нравится друзьям Каверина, что они тоже снабжают его своими документами — в результате Каверину надо жениться не только на Насте, но и ещё как минимум на трёх девушках, которых ещё надо найти. И на всё это дело — ровно сутки.
Понятно, что с таким сюжетом возможностей у эксцентрической комедии — море; и «Пять невест» довольно уверенно закручивают пружину лихорадочного комического безумия. Порой, правда, режиссер Карен Оганесян делает это чересчур нарочито, что ли — фильм как бы всё время кричит зрителю «Эге-гей, народ, смотри, у нас тут эксцентрическая комедия про послевоенное время, подходи, не робей, налетай, смотри, какая красота!» и очень доволен собой в связи с этим. Такая же проблема и с главной героиней, шоферкой почтового грузовика Зоей, которая принимается помогать главному герою в его планах (в результате, понятно, становится пятой невестой для него самого) — Елизавета Боярская играет её с такой постоянной гордостью, мол, «Смотрите, люди, я, Елизавета Боярская, нежное аристократичное создание, играю грубую чумазую шоферку, ну не молодец ли я?» Лучше бы Ходченкову взяли — она и по части красоты подошла бы, и по эксцентричности тоже может ого-го.
Ходченкова, впрочем, и в своей роли молодец — как и все девчонки, кстати; замечательная Юлия Пересильд, которую я до этого видел только в «Крае» Учителя, или совсем молодая Ксения Роменкова, которая до этого, кажется, только в сериалах играла. Пегова, правда, появляющаяся последней, чуть перебарщивает с квохтанием и в какой-то момент непонятно зачем ходит колесом — вспоминая такой же номер из «Возвращения мушкетеров», начинаю подозревать, что это у неё такой специальный пункт в контракте есть; мол, не дадите пройтись колесом, не пойду в ваше кино. Козловскому же немного не докручивают персонажа — кто помнит две грандиозные сцены на теле-шоу в «Мишени», знают, на что он способен в плане нервной и заполошной комедии, а в «Невестах» он работает почти вхолостую, так, на одном обаянии. Хотя в одной сцене ему дают всё-таки показать, на что он способен — когда ему под видом доктора надо пройти к роженице; там они вдвоём с Роменковой замечательные.
При этом Оганесян, хотя и всё время несколько искусственно подстёгивает темп, потихонечку забирается на вполне по-взрослому виртуозные высоты — планы постепенно становятся всё длиннее, всё изощреннее, комическая беготня всё хитрее устроенной, и к финалу «Пять невест» приходят с таким результатом, что всю их некоторую нарочитость им запросто хочется простить.