Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пешком в Сибирь: «За Маркса...»

Пешком в Сибирь: «За Маркса...»

23.08.2012
7

Линейка нового русского полнометражного кино в Канске продолжилась новым фильмом Светланы Басковой, автором знаменитого «Зеленого слоника». Тут те же Пахомов и Епифанцев, правда, встречаются они только в самом конце — ну, и история здесь совсем, совсем про другое.

«За Маркса...» — это такая абсолютно честная (по крайней мере, в намерениях) попытка снять абсолютно честное кино про рабочий класс. Здесь рабочие некоей неназванной сталелитейной фабрики пытаются выживать в мире нагрянувшего финансового кризиса и пытаются организовать независимый профсоюз — потому что имеющийся профсоюз спокойно кормится начальственными подачками и продавливает нужные им решения. Само начальство же плевать на рабочих хотело — им важно только где срочно найти бабки на пускание пыли в глаза зарубежным партнерам, а что для этого сделать, урезать ли всем зарплату, или провернуть пару сложных банковских махинаций с кредитами — не так уж важно; лучше, кстати, сделать и то, и другое. Намерения эти понятны и заслуживают всяческого уважения — к тому же сама Светлана в беседе по скайпу, которая состоялась после показа фильма, рассказала, что она много лет исследовала проблему существования независимых профсоюзов на производствах России и даже сняла в процессе про это целый документальный фильм. Светлане в разговоре веришь безоговорочно — другое дело, что её фильму поверить получается не очень.

На то есть сразу несколько довольно сложно между собой переплетенных причин. Во-первых, искренне сочувствуя рабочим и стараясь рассказать их историю, Светлана максимально упрощает риторику — рабочие тут благородные русские мужики, в свободное время читающие Гоголя и Белинского и свободно рассуждающие о Годаре, а их хозяева — зажравшиеся беспринципные гады, идущие на любые мерзости и подлости ради собственной прихоти. Предположительно серьёзный и честный разговор, то есть, ведётся абсолютными стереотипами. Вторая причина немножко сложнее. По словам самой Светланы, «За Маркса...» — попытка сделать максимально понятное, честное, зрительское кино. Но постмодернистское прошлое Басковой нет-нет, да и всплывет в фильме — так, ключевой диалог у проходной о революции в кино, совершенной участниками французской новой волны, с одной стороны, является самой смешной и запоминающейся сценой в фильме, а с другой, работает таким небрежно завуалированным сеансом саморазоблачения; там в обсуждении кино намечаются две такие магистральные линии, и фильм сразу же за этим обсуждением берёт ту линию, которая в диалоге при этом вроде бы высмеивалась. Более того, ближе к финалу «За Маркса...» всё сильнее начинает клониться в сторону такой концентрированной, пижонской лютости, которая становится самоцелью. Есть довольно немыслимая сцена на похоронах, а заканчивается всё и вовсе кровавой поножовщиной, которая сделана одновременно страшно и очень смешно, но при этом, ни в коем случае не в формате понятного народного кино. Скорее, в том формате, который будет без слов понятен именно людям, знавшим и любившим Баскову до этого фильма. Получается, что фильм идёт вразнобой сам с собой. Хотели сделать одно, но получилось немножко другое. Бывает и такое, что.

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать