«Вчера — искушение. Сегодня — деятельность. Завтра — вызов», — говорил Алексей Бродович, мировая величина графического дизайна в 20 веке. Уникальная выставка «Бродович: от Дягилева до Harper`s Bazaar» стала в Москве событием еще в прошлом году, а сегодня ее можно увидеть и в Красноярске.
Для этого стоит заглянуть в Красноярский музейный центр, купить общий билет по музею (100 р. — взрослый, 50 р. — детский) и подняться на 4 этаж. Таких ценных выставок нам привозят крайне мало, раз в полгода, если не реже. Поэтому спешите!
Алексея Бродовича называют «пионером графического дизайна», «тираном, сформировавшим облик современной рекламы и дизайна». Бродович в течение 24 лет (1934-1958 гг.) занимал пост арт-директора Harper`s Bazaar. Выходец из России, бежавший с родителями во Францию в 1920-е годы, по признанию современников, не просто делал журнал — он менял мир.
«Алексей Бродович — это секретный источник всего современного искусства — от графического дизайна и современной рекламы, через издательскую деятельность, моду и лайфстайл-журналы к дизайн-образованию и промотированию профессии, — считает арт-директор РИА-Новости Илья Рудерман. — Фактически Бродович был первым в целой куче вещей: он — родоначальник глянца и, отчасти, лайфстайла в журналах, он — пионер рекламы, видоизменивший индустрию своими работами; он — экспериментатор в шрифтовой графике, в чем-то опередивший свое время; он — начало нового дизайн-образования. Он даже предвестник дизайн-периодики. Мы не можем себе представить, как это было — чем был дизайн в те времена, но мы точно своими сегодняшними позициями отчасти обязаны Алексею Бродовичу, знаем мы об этом или нет».
Алексей Бродович родился в 1898 году в семье врачей, мать будущего гения увлекалась живописью и хотела, чтобы сын со временем поступил в Академию художеств. Алексей так никогда и не получил высшего образования — в 16 лет он убежал на фронт Первой мировой, откуда был со скандалом возвращен. После поражения белых Бродович бежал в Париж, город, в котором в это время бурлил колоссальный культурный водоворот. На хлеб Бродович зарабатывал, разукрашивая декорации для дягилевских сезонов. Закулисные фотографии «Русских балетов», сделанные Бродовичем, называют классикой абстрактной фотографии, и на выставке их довольно много, учитывая тот факт, что эта знаменитая фотосерия на пленке не существует, есть лишь ограниченное издание книжки 1945 года.
«Бродовичу удалось оставить в фотографии ее сердцевину, ее суть — движение, сгусток энергии», — считает Ирина Меглинская, куратор выставки.
С 1930 года в истории Алексея Бродовича появляется новая географическая единица — США. В Филадельфии он преподает, создаёт первую профессиональную школу дизайна. Макетирование, дизайн, репортаж, журнальное оформление, упаковка и арт-директорство, — все это на тот момент является новым. Через его лаборатории прошли почти все крупнейшие американские фотографы и дизайнеры: Ирвинг Пенн, Ричард Аведон, Бэн Лэвидсон и Марвин Израэль. Придя в 1934 году в Harper`s Bazaar, он начал активно работать с сюрреалистами — Сальвадором Дали и Жаном Кокто, а также с фотографией. Рабочий день арт-директора начинался с отбора фотографий, которые его ассистенты распечатывали в самых разных форматах в огромном количестве. Бродович кадрировал и тасовал отпечатанное, много делала сам и вручную. В конце 40-х годов страницы Harper`s Bazaar заполнили смутные образы — дань уважения эпохи американского увлечения абстрактным экспрессионизмом. Алексей Бродович заставлял фотографов делать размытые, нефокусные снимки.
Великий Ричард Аведон говорил: «Он был гением, и с ним было сложно. Это сейчас с ним все просто. Нужно оказывать ему почести, которые он так ненавидел при жизни и от которых он теперь не может отказаться. Он был моим единственным учителем».
Чтобы убедиться в гении Бродовича, достаточно сходить на выставку. Самым большим аргументом к словам Аведона будет то, что работы Бродовича, фотографии и обложки, до сих пор современны, несмотря на то, чтобы были сделаны больше полувека назад.
Анна Груздева