Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Театральный дайджест: «Золотая маска», вузы в черных списках и морковные абонементы

Театральный дайджест: «Золотая маска», вузы в черных списках и морковные абонементы

20.11.2012
0

Всему культурно-прогрессивному человечеству на прошлой неделе стали известны номинанты главной театральной премии страны — «Золотой маски». Отсмотрев шесть с лишним сотен спектаклей, эксперты отобрали самые, на их взгляд, интересные работы, в число которых попало «Путешествие Алисы в Швейцарию»; оно заявлено в категории «драматический спектакль малой формы» (иначе как трагическую ошибку не могу расценить отсутствие в этом списке пушкинских же «Иллюзий»...). Создатель спектакля Олег Рыбкин претендует на «Маску» лучшего режиссера. В этом же графе неподалеку имена великого и ужасного Камы Гинкаса, Миндаугаса Карбаускиса, Томаса Остермайера и «Гарри Поттера» российского театра — Дмитрия Волкострелова. Артистка Наталья Горячева имеет шанс стать лучшей драматической актрисой сезона за роль Алисы Галло; в этой же номинации красуется Чулпан Хаматова. Кстати, еще одна претендентка, Роза Хайруллина, известная широкой сибирской публике скорее по роли в фильме «Орда» — уроженка Красноярского края. Ну, это так, для эрудиции.

По «Маске» можно сделать еще две ремарки, первая из которых откровенно завистливая: наш вечный конкурент за звание «столицы всея Сибири» город-герой Новосибирск отметился в шорт-листе двенадцать раз! В восьми категориях претендует на победу молодежный театр «Глобус», о работах которого я вам позже расскажу подробнее; еще в четырех отметился Новосибирский театр музыкальной комедии. Вторая ремарка — очевидно-наблюдательная. Если написать, что «традиционный» театр сдает позиции, это прозвучит и громко, и неверно, однако список соискателей премии с каждым годом на самом деле выглядит все более молодо и всё более революционно, что ли. Хорошо об этом написали в «Газете.Ru» — обязательно прочтите.

В ворохе остальных новостей выделяются сплошь неприятные, так что кажется даже, будто в последние две недели в театральном хозяйстве страны стало как-то резко неблагополучно. Вот, например, Малый театр ни много ни мало уходит под землю, да еще и по вине своего недавно реконструированного «большого» соседа — острословы Ленты.Ру пояснили, что это все следствие закона сообщающихся сосудов. А артисты Мариинки пожаловались на свое руководство самому министру культуры Владимиру Мединскому: оказывается, что в театре балеринам не платят пособия по беременности, а также практикуют фаворитизм: деньги из президентских грантов достаются только любимчикам.

Дальше хуже: один из ведущих театральных вузов страны, Екатеринбургский государственный, по итогам мониторинга от минобра попал в черный список «неэффективных» и оказался перед перспективой превращения в факультет местной консерватории. Аналогичные нехорошие вещи творятся вокруг Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства — там уже даже подписи Путину стали собирать, подробно объяснив президенту, почему критерии мониторинга, мягко говоря, идиотичны. Завершают же парад бедствий заграничные терзания: в Испании грядет страшное повышение налогов, и в театрах вместо билетов начали выдавать зрителям морковь. Надеюсь, до такого ужаса в нашей стране не дойдет.

В Москве тем временем — «Мейерхольдовские встречи»: там упоминавшемуся выше Каме Гинкасу вручили приз имени этого великого создателя «актерской биомеханики».

Стартовал великолепный фестиваль «Новый европейский театр» (NET), который некогда был придуман критиками Мариной Давыдовой и Романом Должанским; сейчас он спонсируется Фондом Михаила Прохорова. Про спектакль «Octopus» французского режиссера Филиппа Декуфле на открытии NET написали, кажется, все отечественные СМИ, а вообще в программе есть и постановка Саши Вальтц, и, например, спектакль с названием «Проба грунта в Казахстане», и вообще много интересного (на этот счет можно почитать интервью Давыдовой). Еще в столицу с гастролями приехал Королевский Шекспировский театр, который привез в заснеженный город чернокожего Юлия Цезаря. В общем, интересно там сейчас, в Москве.

Красноярск, тем временем, посетил Сергей Безруков под видом Сергея Есенина. Но это, конечно, мелочь по сравнению с тем, что грядет целая череда премьер во всех театрах города. Ждем-с.

Рекомендуем почитать