Главная
>
Статьи
>
Впечатления от «Айседоры», часть III

Впечатления от «Айседоры», часть III

15.05.2013
0

«Аргентина» (Жасмин Чиоди, Ирландия)

Расстегнутое наполовину черное платье: на предельно белом фоне двигается девушка — спина, спина, спина. Почти одиночество бегуна на длинной дистанции: с одной стороны, результат борьбы приходящего к финишу одиноким, с другой — еще только старт. Она постепенно снимает платье и засовывает руки в рукава чего-то длинного, бордового, мятого, болтает им и крутит, взаимодействуя с тканью как с собственным телом. Дальше внезапно включается камера, и распластанная на прямоугольном штрих-коде девушка транслируется на экран: на переднем плане живая Жасмин Чиоди — вид сбоку, дальше экран — вид на неё сверху. Это взаимодействие противоположностей, контраст движений и отражений, борьба и одновременная гармония. Лежащая на сцене девушка, извивающаяся и ломающаяся — случай живописный, до страсти глубинный, каждой косточкой выдающийся объем, нарушающий симметрию пространства. Другое дело — экран позади нее, транслирующий с камеры, это линейность, причем вертикальная, пугающая тем, что лежащая девушка вдруг оказывается стоящей, и это впечатление может длиться дольше секунды, это декоративная плоскость, это, наконец, симметрия, словно выверенная по линейке, изменяемая относительно центра вслед за изменениями настроений танцовщицы: разворот, скукоживание, диагональ. В этой связи все, что симметрично — ненастоящее, но правильное; а тело, бьющееся жизнью и эмоцией на сцене — неправильно и чрезмерно. Воспринимаемая как соединение эта сложная форма настолько эстетически прекрасна, настолько от нее поднимается в воздух синяя пыль, что трагичное считывается всеми нервными окончаниями — одиночество, безумие, танец.

Есть возможность посмотреть другой перформанс с участием Жасмин Чиоди:

Кроме того, на фестивале показали спектакли танцевальной компании «Диалог Данс». Сначала «Код неизвестен»: натянутый по стенам целлофан, колышущийся от пробегающих мимо, двое мужчин и их отношения, символизирующие отношения вообще: врач и пациент, кукловод и кукла, вымышленный и реальный, подчиненный и подчиняющийся, они меняются ролями, передают конфету, точные, напряженные и расслабленные, вязкие, мягкие и резкие, артикулирующие движения. Противостояние как любовь, один щенок, тыкающийся лицом в чужую руку, другой безразличный. Все это заканчивается коллективным гавканьем (воем?) на верхние софиты (луну?). Второй спектакль — «Страна проживания», показанный на гала-концерте: не столько про отношения мужчины и женщины, но и про отношения с системой, про внутреннюю эмиграцию. Внешняя эмиграция предполагает выезд за пределы страны, но если такой выезд не возможен, если человек не желает принимать существующий политический строй, он вынужден быть эмигрантом внутренним. Жить в стране, но не хотеть участвовать в ее событиях, говорить о ней. В этом случае не может быть никакой оппозиции, потому что это выход за рамки системы, сознательное отсутствие взаимодействия. Несколько минут из «Страны проживания» можно посмотреть здесь; другие видео этой танцевальной компании здесь.

Хотя, конечно, разница между экраном и сценой так очевидна, что смотреть видео практически невозможно. Ждем все вместе 2014 года и идем смотреть в зрительный зал (на этом репортаж с «Айседоры» можно считать оконченным).

Рекомендуем почитать