Как бы ни было обидно воинствующим националистам, важную роль в истории России всегда играли люди, которым по неким совершенно таинственным причинам наша страна показалась симпатичнее родины. Иноземная кровь текла в жилах многих личностей, от души вложившихся в искусство, литературу, науку; а если подумать, что есть еще другие личности, асфальтирующие дороги, укладывающие вековую брусчатку на Красной площади, возводящие жилые комплексы и промышленные объекты, то и вовсе дух захватывает!
Если вам в пору школьного ученичества приходила в голову мысль изобрести машину времени только для того, чтобы еще в младенчестве расправиться с «нашим всем» Александром Сергеевичем Пушкиным, то мне с вами, конечно, не по пути. Однако же наверняка в стране победивших троечников подобных людей немало; собственно, об одном из таких неудачников и повествует произведение Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина». Текст этот был признан лучшей пьесой ушедшего года на «Конкурсе конкурсов», что кажется немного странным, ибо это, по сути, никакая не пьеса. Это самый настоящий рассказ, равноускоренный и сугубо прозаический по структуре.
Некий молодой человек повествует нам о том, какое губительное влияние на его жизнь оказал Пушкин, отголоски творчества которого преследовали главного героя еще с детского сада. Александр Сергеевич даже стал косвенной причиной его, главного героя, гибели; но это позже, в финале, чему предшествует плотный массив событий и впечатлений, подаваемых в шаржированном ключе. Произведение напоминает пеструю ленту комикса, что режиссер эскиза Артем Терехин отразил почти буквально — на протяжении всего действа артисты украшают девственно чистый «задник» сцены нарочито неумелыми карикатурами: там и застреленный нежданным спасителем поэта Дантес, и холмик с похороненным под ним попом (того, как помните, третьим щелчком зашиб Балда), и игрушечный подъемный кран, с которым воспитательница не дала поиграть главному герою за фразу «я не люблю Пушкина». По отдельности каждый из кадров уморительно смешон, но в совокупности это скорее трагикомедия — невыразительная жизнь, никчемные людишки вокруг, фальшиво романтичные девушки, злобные школьные учителя, серость и безнадега, что при Александре, что при Владимире. Оптимизм в происходящее режиссеру пришлось вносить искусственно, благодаря чему получился этакий театральный капустник из забавных сценок, перемежаемый откровенными гэгами, что, конечно, окончательно добило последние намеки на драматургичность и, кажется, утомило самих актеров, ко второй половине эскиза начавших выдыхаться от веселой монотонности текста.
От лирики — к прозе жизни. Моноспектакль «Узбек» Талгата Баталова в этом году был номинирован на «Золотую маску», однако награда ему не досталось (наверное, это еще один пример ненадлежащего отношения русских к проблеме трудовой миграции). Впрочем, автор и исполнитель единственной роли, даром что из Ташкента, на самом деле татарин, и родство с людьми, за гроши заколачивающими в мостовую булыжники, у него духовное, а не генетическое. Его выступление — это длинный-длинный монолог с вкраплениями каких-то элементов stand-up comedy и публичным чтением документальных свидетельств эпохи (в том числе, программной статьи Путина о миграционной политике). Личные переживания вкупе с сумбурными интервью других жителей Средней Азии, не носят исповедального характера, как можно было бы ожидать, потенциально острые углы обсуждаемых тем сглажены; Баталов все время балансирует между откровенной насмешкой и лиричным ненаигранным откровением, которое, кажется, вот-вот прозвучит...и которое он все равно уводит в ироническое пике.
Мигранты находятся на периферии нашего общества, там, «где они в наименьшей степени вызывают социальное напряжение», и точно так же зрители восседают в центре зала на закрученных улиткой рядах стульев, а артист кружит вокруг них со своими паспортами, справками, отцовскими письмами, со своими бородатыми шутками и старыми кинолентами «Узбекфильма». Люди вынуждены периодически крутить головами, перекладывать свои телеса из стороны в сторону; вот он справа, вот слева, вот полез в глубину рядов, вот сел где-то с краю, отчего слышно только голос. Мигранты вездесущи и при этом незаметны, равно как и их проблемы, как морковка в неправильно приготовленном плове.
Странное ощущение остается после спектакля — вроде бы, говорили о важных вещах, но ни до чего так и не договорились, вроде, гастарбайтерам жить сложно — но так и русским не легче. Вроде бы надо взгрустнуть — а почему-то все только и делали, что улыбались...
Евгений Мельников, фото: Даша Королькова