Итак, на прошлой неделе Красноярская краевая больница получила разрешение на проведение трансплантаций органов. В первую очередь, речь идет о почках — потому что этот вид операций наиболее прост, а также не требует сложных юридических манипуляций с посмертным изъятием требуемого органа. Как правило, тут все происходит по добровольному согласию: донором становится ближайший родственник, а после операции, если никаких неприятностей не случается, оба пациента живут долго и счастливо.
Какие органы можно пересаживать?
Из других «прижизненных» трансплантаций также возможны пересадка легкого, части печени, части поджелудочной железы, красного костного мозга, кожи, костей. Из «посмертных» (когда орган берется только у умершего человека) — пересадка сердца и клапанов, а также роговицы глаза. Разумеется, в этом смысле использовать органы умерших людей рациональнее: если скончавшийся или его родственники дали согласие на донорство, то сразу несколько человек смогут восстановить утраченные функции.
Что бы ни говорили представители различных религиозных концессий и просто боязливые люди, трансплантация органов — это шанс для тысяч людей по всему миру спастись от мучительной смерти. От одышки, отека легких, отказа печени и почек, лейкоза, ожоговой болезни — и многих других страшных вещей. Я не говорю о «выздоровлении» — ведь рано или поздно пересаженные органы перестанут работать (срок службы трансплантатов может составить от 5 до 30 лет). Но эти годы, подаренные человеку, могут стать неоценимыми как для него самого, так и для его близких. Разве это сравнимо с желанием закопать тело усопшего в землю «целиком» или так же «целиком» сжечь его в крематории?.. Тут нужно принимать в расчет, что практически всех внезапно умерших людей в нашей стране отправляют на стол к патологоанатому, что неизбежно сопровождается вскрытием и последующим извлечением органов.
Пересадка органов взрослым и детям: что говорит закон?
Но, к сожалению, пока с законодательством в сфере трансплантации органов в нашей стране сложно. Два года назад, когда вступил в силу закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», эта процедура была одобрена, но никаких четких правил ее осуществления прописано не было (все руководствовались довольно абстрактным законом 1992 года с обновлениями). Весной 2013-го был опубликован проект нового закона о донорстве и трансплантации. И если предыдущая работающая версия имела свои пробелы, то эту специалисты признают чересчур подробной, с перекосом в сторону соблюдения прав родственников умершего потенциального донора. Особенно это ощущается в отношении детской трансплантологии: без проблем пересадить ребенку орган можно лишь от взрослого. Ведь чтобы уговорить родителей умершего ребенка позволить использовать его органы, выделяется всего 2 часа: если согласие не будет получено, процедуру не осуществят. Это распространяется и на случаи, когда связаться с родственниками нет возможности. А теперь представьте, какой процент родителей, получивших подобное предложение одновременно с известием о внезапной кончине горячо любимого чада будут способны принять взвешенное решение?
Другая проблема — с донорством взрослых. Как и в предыдущей версии закона, у нас в России предусмотрена так называемая презумпция согласия, подразумевающая, что если человек при жизни не выражал юридически оформленного протеста против изъятия органов, то его можно рассматривать в качестве донора. Однако несогласие могут выразить родственники больного — если в прежней версии закона спрашивать их было не обязательно (хотя это и делалось), то теперь их мнение значимо. Разумеется, человек может проявить гражданскую сознательность и на всякий случай заблаговременно «подписаться» под донорство (так, чтобы никто после его смерти не смог оспорить это решение). Но беда в том, что процедура такого «добровольного согласия» пока не продумана. Куда идти? К нотариусу? Тратить время и деньги на нестандартную в нашей стране услугу, включающую в себя также обследование у врача и анализы?..
Одно дело — чтобы эта процедура была до предела автоматизирована, по аналогии со сдачей крови, когда от момента входа в здание до окончания процедуры проходит от силы пара часов, а то и меньше. «Вот ваш сладкий паек, вот справка об освобождении от работы — получите и распишитесь». Да и то, здесь в дело должна вступить полноценная и качественная PR-компания, способная достучаться до сердец даже самых равнодушных граждан. Наглядная и понятная, вроде вот такой:
По моему, пока единственной силой, способной привлечь внимание к этим вопросам, остаются сами нуждающиеся в трансплантации больные и их родственники. Но их голос слишком тих... Посмотрим, изменится ли ситуация после принятия нового закона.
А вы бы дали прижизненное согласие на изъятие ваших органов в случае смерти?
Фото на главной: pixabay.com