Главная
>
Статьи
>
Культура
>
ДНК-VII: девятихвостый лис, каминг-аут и кубик Рубика

ДНК-VII: девятихвостый лис, каминг-аут и кубик Рубика

28.04.2014
0

Доказательства обратного«Красный» день в календаре ДНК принес с собой две очевидности: что фестиваль на третий день наконец-то набрал нужную высоту, и что сбить его в самом зените было правильным решением (пусть и произошло это по вине спонсоров, а не по воле организаторов). Людей на читках стало чуть больше — почти что критический максимум, а на премьере спектакля «Доказательства обратного» даже образовался небольшой аншлаг; тем не менее, грубые подсчеты показали, что соотношение товарищей, непосредственно связанных с театром (артистов, критиков, журналистов, осветителей и т. д.), и «обычных» зрителей — примерно 3 к 1. Тут можно порассуждать о том, какая функция должна превалировать: культуртрегерская или эгалитарная. С одной стороны, находиться в обществе граждан, реагирующих на ненормативную лексику истерическим смехом, а на безапелляционную прямоту современной драматургии — фразами «все круто, но это не про меня» (два самых распространенных защитных механизма), крайне неприятно. С другой стороны, жаль, что ценители антреприз так и не увидели «Пустоту», а те, кто уверен, что персонажи современных пьес сплошь маргиналы — например, «Луизиану».

Как сообщил Олег Рыбкин, на конкурс драматургов при фестивале ДНК было прислано около полутора сотен пьес; победил в итоге некий загадочный Владимир Зайцев с историей о каминг-ауте шестнадцатилетнего подростка — остроумной, злободневной, неглупой и совершенно невозможной для постановки в российских театрах сами понимаете почему. За вычетом стилистической слабости и некоторой скудости сюжетных решений, «Все оттенки голубого» — это недурная вещица прежде всего потому, что паутинка образов и характеров в ней сплетена на редкость достоверно, да и персонажи (а здесь и мама с папой, чей развод неожиданно оказывается предотвращен «роковым» известием, и одноклассницы, и товарищи «по несчастью») достаточно просторны для режиссерского толкования.

Талгату Баталову вновь на этом ДНК представилась возможность слегка похулиганить: он ставил прочтение пьесы «Бес небес» Валерия Шергина (помните его прошлогодних «Концлагеристов» — графомански избыточных и беспощадных?). Пьеса играет с мифологией, предлагая нам в качестве главного героя падшего Амура, покупающего у предсуицидальных романтиков любовь и на почве бизнеса ввязавшегося в разборки с бывшими коллегами сверху. Говоря по существу, получился очередной киносценарий (как и фактически все, что прозвучало на ДНК-VII) — авантюрная мелодраматичная комедия, которая пару раз за полтора часа делает серьезный прищур и позволяет группе, написавшей щемящий сердце саундтрек, в очередной раз оказаться в чартах. На обсуждении после показа долго говорили о том, как хорошо было бы, вытесни подобное творчество нынешний репертуар из антрепризных театров. Мне же кажется, что это прекрасный материал для театра любого — притча о том, что делает человека человеком; светлая, масскультурная, отдыхательная, лишенная остроты, не требовательная для режиссера и артистов.

В этом году ДНК посетил один из культовых персонажей «новой драмы» — широкоплечий и бородатый Юрий Клавдиев. Помимо славы (слегка поблекшей, впрочем, с появлением Пряжко) главного нонконформиста современной драматургии, Клавдиев — чуть ли не единственный российский автор, который пишет для детского театра. У нас он представлял свою пьесу «Тявкай и рычи» — добрую, чуть моралистическую и в целом мозговзрывательную историю о противостоянии людей и животных, с одной стороны, и пауков со змеями — с другой, забравшуюся на территорию сказочной фантастики и воспитательного памфлета. Силы света возглавляет девятихвостый эпический лис — отец семейства, красавец, мудрец, гуру — и отличный стрелок из старого финского штуцера; говорящие звери, жуткие символы, маленькие дети и трагическая, но вдохновляющая концовка прилагаются. Более всего этот текст (к прочтению которого Клавдиев привлек аж двенадцать артистов!) по настроению и медитативной атмосфере напоминает «Ветер в ивах» Кэннета Грэма; как он будет выглядеть в театре, если это только не театр теней, представить невозможно, а вот в широкобюджетном и широкополосном кино — с легкостью.

Завершался день премьерным показом «Доказательства обратного» по пьесе швейцарца Оливье Кьякьяри в постановке Олега Рыбкина; сразу после спектакля режиссер поспешил объявить увиденной даже не аван-премьерой, а рабочим эскизом. Удручило, что заезжие критики восприняли спектакль с большим скепсисом, отметив оригинальность технического решения, однако отказав пьесе в наличии содержания, а постановке — в эмоциональной насыщенности. Между тем, на мой взгляд, работа эта крайне интересна и, разумеется, мы поговорим о ней немного позже вот тут. Рыбкин на неком весьма абстрактном материале (сама пьеса — это детективная головоломка, игра эстета в кубик-рубик) продемонстрировал, как работает пропаганда в современном мире и кто от этой пропаганды больше всего страдает, заодно широко шагнув в сторону постдраматического театра.

На сим, после малосодержательных финальных обсуждений, фестиваль закончился: удивительно нетеатральный, учитывая подборку прозвучавших на нем драматических произведений, но при этом крайне творческий (и даже капельку революционный) по духу. Если за ближайший год наши законодатели не запретят в театрах страны все, что расходится с содержанием передач Russia Today, восьмой ДНК состоится и, конечно, опять станет праздником для сознательной прослойки населения всех нас.

Евгений Мельников

Рыбкин Олег Алексеевич
Главный режиссер Красноярского драматического театра им. Пушкина

Рекомендуем почитать