Главная
>
Статьи
>
Культура
>
«Возвращение Доха»: недогудели до конца света

«Возвращение Доха»: недогудели до конца света

02.07.2014
6

Публикуем еще один отзыв о вчерашней мистерии на берегу Енисея

В свеженьком, совершенно замечательном интервью композитор Александр Маноцков радуется: «Люди в Красноярске прекрасные, они всегда говорят: «А давайте!», подразумевая, что на проекты вроде оперы «Бойе» с немецкой оперной шаманкой и мужским хором охотников в ватниках, ему всегда выдавали карт-бланш. Забавно, впрочем, что партитуру «Возвращения Доха» на наличие музыки проверяли эксперты. С современной музыкой вообще всё очень сложно — как её углядеть в сочетании дисгармоний? Говорят, что шесть стульев, выстроенных в ряд, могут быть как инсталляцией, так и обычными стульями; главное — это наличие (или отсутствие) идеи в действиях художника.

Идея у Маноцкова была грандиозная — призвать шамана по имени Дох, который погиб преследуя злую колдунью Хоседэм на пути в северное царство смерти. Дох возродится, рухнут Саяны, открывая укрытые за ними райские кущи, мертвые воскреснут ... правда, живым на некоторое время придется умереть, но чего ещё ожидать от конца времен? Ради всего этого и устраивалась вчерашняя оркестрово-хоровая мистерия, когда груженый медью и голосами дебаркадер медленно и чинно прошествовал мимо галдящей набережной. После опереточной Суми Чо слушать звенящую, стонущую музыку, вдребезги разлетающуюся после ударов о водяную гладь, было непросто; вероятно, еще сложнее было хоровому и оркестровому дирижерам, которые управляли своими подопечными в ряд и, как показалось, то и дело запаздывали, оставляя в музыкальном полотне огромные пустоты.

Возвращение Доха

Давайте не будем обманывать друг друга — зрелище и слушище получились не слишком впечатляющими. Дело здесь и в полном пренебрежении визуальной составляющей — оранжевые спасжилеты солистов и облезлые бока вековой баржи плохо сочетаются с этнографической романтикой (и здесь фантазия предлагает с полдесятка возможных решений) — и в акустических сложностях: мощного мелодического послания не получилось, поскольку звуки разлетались во все стороны, и публике перепали жалкие крохи от задуманного пиршества. С другой стороны, Маноцков сделал гениальную вещь, до которой по какой-то причине никто раньше не додумался — выйти с театральным представлением в пространство реки, которая сама по себе лучшая из возможных в наших краях декораций. Конечно, несколько лет назад художник Леонид Тишков купал свою «Частную луну» в этих же водах — помните? Однако объединить ландшафт и творчество в одном сложном проекте ещё никто не пытался. Бог с ним, с Дохом — но вдруг вместо шамана мистерия пробудила в головах кого-нибудь из режиссеров оригинальные идеи для грядущих уличных представлений?

К слову, если вас заинтересовали кетские легенды, то вам обязательно нужно прочитать вот эту книгу. Материала для оперных и драматических произведений в туземном фольклоре — как притоков у Енисея.

Евгений Мельников

Рекомендуем почитать