Главная
>
Форум
>
обсуждение материалов
>
Первый блин – в коме?
Блины же появились вот как: однажды подвыпившая славянская жена сделала тесто на комочки слижком жидким, и оно растеклось по сковороде. Женщина в сердцах воскликнула: "Бль...", но, вовремя опомнившись, изменила окончание табуированного слова, и у неё получилось "Блин". С тех пор, как сами блинные лепёшки, так и их название прижились.
Однако же Алексей
+ 3 0
6 марта 2019 г. 09:25
Сие запишут в аналы русской этимологии)) Давай про пельмени.
На самом деле, и это подтверждается источниками на окаменевших берестяных грамотах периода праславянского единства, комами в ту пору называли для краткости политический актив племени и рода, коммунистов и комиссаров. В ту раннюю пору становления славянской цивилизации они объявили себя верховными жрецами Ясноярого Кома (то есть жаркого солнечного шара) и им, как верховной касте, полагалось отдавать лучшую часть урожая, добычи охотника и т.п. Древний обряд встречи солнца после долгой зимы, заключался в печении маленьких комочков теста (в 15 веки Церковь запретила называть их комочками, чтобы стереть в народе память о Яснояром Коме, и они стали называться колобками) и поднесении их комам-комиссарам.
С течением времени комы-комиссары становились все более жадными. Славянам это в конце концов надоело, и они завели комов в самую чащу леса и привязали их к деревьям. Их тут жемоблепили кровососущие насекомые, которых с того дня так и зовут - КОМары. Через пару дней, славяне увидели, что медведи съели комов, и втайне, чтобы не обидеть медведей стали их тоже называть комами.
Лишь только в одном из славянских родов, который к тому времени удалился далеко на северо-восток, комы избежали сей участи. А чтобы их сородичи не смогли перенять опасные и неблагонадежные идеи от остальных славян, сбросивших с себя ярмо комов-комиссаров, они запретили им разговаривать по-славянски и придумали для них особый язык. Теперь этот народ называется Коми.
домовенок Кузя Алексей
+ 2 0
5 сентября 2020 г. 11:29
Алексей, вы случайно головой не ударялись ? Коммунисты, комиссары ? А татаро-монголы наверно были 1ми секретарями обкомов, и имели группы гастарбайтеров для строительства православных церквей. :) :) :)
Комоедица (или Комоедицы) во времена религии друидов (волхвов) и до XVI века — языческое празднование священного Дня весеннего равноденствия (20 или 21 марта по современному календарю, начало астрономической весны), после которого день начинает становиться длиннее ночи, Ярило-солнце растапливает снега, весенней силой пробуждается природа, и празднование начала Нового года по древнеславянскому солнечному календарю (на Руси до 1492 года март открывал счет Новому году).
Комоедица — один из древнейших языческих славянских праздников. Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда правило — «первый блин комам», т.е. медведям).

Люди испокон веков воспринимали весну как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В глубокой древности в честь солнца славяне пекли пресные лепёшки, а когда научились приготовлять заквасное тесто (IX век), стали печь блины.
Древние считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.
Также у древних символом солнца были ватрушки.
2-недельный языческий праздник Комоедицы начинали праздновать за неделю до дня весеннего равноденствия и продолжали празднество неделю после. На эти две недели родичи каждого славянского рода собирались вместе для многодневного празднования и совершения обрядов.
В дохристианской древности праздник заключался в разнообразных обрядовых действиях магико-религиозного характера, перемежавшимися с веселыми играми и пирами, которые, постепенно изменяясь, перешли затем в более поздние традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела Зимы, печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. д.).
На протяжении многих веков Комоедица сохраняла характер широкого народного гуляния, сопровождавшегося пиршествами, играми, состязаниями в силе, быстрой ездой на лошадях.
В те давние времена 2-недельное празднование Комоедицы имело для славян большое функциональное значение — после прошедшей долгой и холодной, а, зачастую, и полуголодной зимы, когда работ было немного, славянам надо было отъесться тщательно сохраненными после зимы остатками пищи, взбодриться и укрепить свои силы для предстоящих напряженных полевых и прочих работ, после наступления астрономической весны непрерывно продолжавшихся все теплое время года.
Тогда нынешних еженедельных выходных дней еще не было, и люди все короткое русское лето непрестанно от восхода до заката трудились, чтобы обеспечить пропитание себе и домашним животным на всю предстоящую долгую и холодную русскую зиму, запасти топливо, поправить или заново построить свои жилища, помещения для скота, подготовить одежду и пр. (как говорили, «готовь сани летом…»).
Сразу после праздника люди переходили к напряженным сельскохозяйственным работам, продолжавшимся все теплое время года.
Давно утрачен первоначальный языческий смысл древнего священного праздника Комоедицы славянской религии волхвов — начала славянского Нового года, который до XIV века на Руси начинался с марта и был связан с днем весеннего равноденствия, когда славяне торжественно встречали Весну священную.
Подробнее о языческой Комоедице см. ниже на этой странице.
Сведения о волхвах, а также о тайнах их загадочной рунической письменности — в конце страницы.
После принятия на Руси христианства и последовавшего запрета языческих обычаев (в те жестокие средневековые времена воинствующие христианские архипастыри не были настроены делиться сбором прибылей с другими верованиями), христианские церковники и власти долго и безуспешно боролись с традиционным народным языческим праздником.
Некоторое миролюбие к другим верованиям появилось у православных архипастырей лишь под твердым воздействием монголо-татарского владычества, которое в равной степени (как и ныне в РФ) признавало все религии, и бороться им между собой жестко запрещало. За межконфессиональную борьбу монголы нещадно карали на месте, попросту ломая хребет слишком увлеченным борцам всякого религиозного фундаментализма путем притягивания пяток к затылку.
Но и после этого именно прежнее славянское язычество, представлявшее среди русского народа главную конкуренцию христианским церковникам, православная церковь на дух не переносила, борясь с ним самыми жестокими способами.
Новый всплеск жестокой борьбы церковников с народным славянским язычеством начался после развала Великой монгольской империи, в которую дотоле входила и Русь. Тогда мрак жуткого православного фанатизма тяжко накрыл всю Россию, надолго отбросив страну в развитии на многие века назад, Православное мракобесие вновь, как и во времена прежних рюриковичей, расцвело пышным цветом, опять кровью и пытками принуждая народ к своим порядкам.
Когда в течение нескольких столетий церковники все-таки не добились успеха в силовой борьбе с мудрой народной традицией, которую они вели самыми жестокими и кровавыми способами (Иисус Христос содрогнулся бы от безмерной жестокости жадных до прибылей "последователей" Его великого Учения о человеческой доброте), церковные архипастыри применили известный иезуитский прием: "Если не можешь победить врага, объединись с ним и разрушь его изнутри".
В XVI веке Сырная седмица (Масленица) была принята Церковью взамен запрещенной славянской Комоедицы.
Церковь просто приватизировала, как и многое другое, древнейший народный праздник встречи Весны и, по своему церковному обычаю, эту встречу извратила и опошлила.
И вскоре народ забыл свою древнюю Комоедицу, но стал праздновать Масленицу с прежним разгульным размахом.
И еще несколько слов Сиверу.
Ваша критика безосновательна. Если предположить, что советская наука не занималась русской этимологией и фразеологией, а тем более древнерусской и языческой, то тогда кто этим занимался? Получается, что ученые царской России. Учитывая сильные Православные традиции, как Вы думаете многие ли ученые интересовались языческими обрядами до конца XIX века? И вообще могли бы они этим заниматься? С учетом того, что ученые в современном понимании появились у нас только в XVIII веке. А если эти исследования не проводились в должном объеме на протяжении веков, то откуда Вы можете получить информацию о «комах» и прочем? Откуда берут эту информацию неославянисты и неоязычники, кроме как из своего богатого воображения и сомнительных источников оказавших влияние на их сознание? Поскольку Вы не потребляете «подножный корм современного образования», то вполне сможете сделать выводы.
Более того как раз в советское время, в особенности в 70-80 годы началось серьезное увлечение древнерусской культурой и историей. А уж говорить об отсутствии» филологических исследований в этой области вообще не приходится. Сколько экспедиций проводилось (и проводится до сих пор) филологическими факультетами, сколько дальних деревень посетили исследователи…
Как понимать Ваше высказывание о том, что вектор заимствований в русском языке диаметрально противоположен Древней Греции? Откуда же он идет? При этом не очень понимаю, зачем Вам именно Древняя Греция. Вспомните Византию, которую мы «греками» и называли. Русь очень много заимствовала из греческого, даже только потому, что Православие на Русь пришло оттуда. Кирилл и Мефодий – учители Словенские были, как Вы думаете откуда?
Очень хорошо, что Вы настороженно относитесь к современному образованию, но при этом стоит осторожно относится и к авторам, имеющим за плечами это самое далеко не сильное образование.
Спасибо за краткий и хороший ответ этой новой тенденции - поиска несуществующих языческих корней в фразеологизмах. Не буду рассуждать о комах и медведях, а перейду к более вкусному, к блинам. Уважаемые стороники угощения блинами медведей, обратите внимание на то, когда вообще появилось слово блин. К примеру в этимологическом словаре русского языка под редакцией А.В. Семенова. Поспешу обрадовать вас - это было в XV веке. А слово млин, которое в этот самый блин превратилось существует с XIV века. То есть выражение "первый блин комом" могло появиться не раньше XV века. Ценители русской истории и культуры, а теперь подумайтекакие "комы" могли быть в XV веке, когда страна уже пять веков была как Православной. Да, какие-то суеверия, сохранялись в народе, в крестьянстве, но не в такой степени, чтобы могли сформировать анимализм, поклонение животным.
Остается только пожелать всем кому интересна наша (русская, славянская) культура быть более внимательными к появляющейся в интернете информации, а особенно к тому из каких источников она появляется.
Rebby_Beretta
+ 0 0
10 мая 2011 г. 15:58
А не пробовали сначала сковороду накалить, потом блины печь, у меня вот никогда первый блин комом не выходит, ровно как и последующие
Я как-то по радио слышал версию ,связанною с народами севера и некоторыми индийскими племенами, что когда была воюда кабан нырнул и достал со дна три кома земли. Каким-то образом это связано с этой поговоркой.
Я всю жизнь пребывал в заблуждении что имеется ввиду, что когда первый раз что-то делаешь (в частности, готовишь блины) - плохо получается, но сегодня жаря блины, получил комок вместо первого блина пока сковородка не раскалилась. Дальше всё пошло отлично!
Однако же Андрюс
+ 0 0
6 марта 2019 г. 09:32
На будущее-если блины прилепают, то на вилку кусочек соленого сала и протереть горячую сковороду. И ни когда не использовать пельменную сковордку для приготовления других блюд. Затрещин от мамани получал немало, вот и запомнил
см. роль медведа в россии
Это - апологетика ортодоксов от науки, манипуляции, основанные на принципах, провозглашённых этой "наукой".
Советская наука принципиально не занималась ни русской этимологией, ни русской фразеологией, тем более, - в связи с древнерусской культурой и древнейшей историей.
Древняя Греция годится Руси разве что в правнучки. Поэтому вектор заимствований многих слов - диаметрально противоположный.
Русская "классическая" литература - просто младенец.
Ваши ссылки на неё - несерьёзны, это - не источник. С другой стороны, над уничтожением действительно древних источников - серьёзно и долго работали. Если ссылаться на то, что оставили для подножного корма, то - как раз и получается суррогатное "знание", коим нас и потчуют в средних и высших учебных заведениях.
Ком - действительно "медведь". Комоедицы - "праздник поедания медведя" (см. роль медведя в масленичной ритуальности, в т.ч. "бужение медведя").
Спасибо.
Есть еще одна версия, по ней комы не медведи, а духи славянских предков, и первый блин полагалось класть для них на «божничку» в избе.
  • Оставить комментарий
  • Войти