В Законодательном Собрании Красноярского края обсудили варианты спасения популяции северного оленя.
Начальник отдела государственного контроля и надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания минэкологии Николай Мальцев рассказал депутатам, что прошлом году в регионе провели учет численности таймырской популяции дикого северного оленя. Оказалось, что с 2014 года популяция сократилась на 44 % — с 480 до 250 тысяч голов. Из-за этого сейчас рассматривается вопрос о введении запрета на промысловую охоту, предлагается установить лимит на сезонную добычу дикого оленя в 2,5 % — это около 6 тыс. особей. Также нужно увеличить количество государственных инспекторов и обеспечить их необходимыми техническими средствами. При этом не будет никаких ограничений на добычу оленей для представителей коренных и малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни.
Руководитель агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Севера Владимир Званцев сообщил, что для сохранения популяции дикого оленя необходимо усилить меры поддержки для развития домашнего оленеводства. Таким образом, можно довести популяцию оленей до миллиона особей. Ограничительные меры не должны усугублять ситуацию, поэтому руководитель агентства считает, что лимит надо установить в пределах 4 %.
Представители правоохранительных и надзорных органов отчитались, что продолжают плановые мероприятия по контролю за оборотом продукции охоты на территории Таймыра и Эвенкии и расследуют случаи массовой гибели животных. В прошлом году был выявлен факт одномоментной гибели до 1000 особей при переправе через реку. Животные задохнулись из-за того, что при переправе через реку начался отстрел.
Результат работы силовиков — возбуждение уголовных дел по фактам браконьерства и незаконной реализации оленины. Но территория Таймыра и Эвенкии очень большая, сил охотинспекторов и сотрудников правоохранительных органов недостаточно, чтобы контролировать каждую дорогу, по которой вывозится добыча. Для усиления борьбы с браконьерством надо обеспечить авиапатрулирование, координацию действий по проведению рейдов с соседними регионами (учитывая миграцию оленей) и беспрепятственный переход животных через водные преграды.
Представитель правоохранительных органов считает, что выходом из сложившейся ситуации могло бы стать: усиление контроля за выдачей бесплатных разрешений на добычу каждого дикого оленя для традиционной охоты. А также выработка механизма взаимодействия промысловиков с органами местного самоуправления и госвласти края в части подачи заявлений на выделение таких бесплатных разрешений; пересмотр подходов к формированию общего лимита на добычу объектов животного мира.
В острой дискуссии приняли участие депутаты Валерий Фарукшин, Сергей Сизоненко, Андрей Гаюльский и Валерий Вэнго. Они изложили свое видение ситуации и внесли ряд предложений по подготовке мер по сохранению популяции. Подвела итог заседания председатель комитета Людмила Магомедова: «Есть несколько аспектов, на которые мы должны обратить внимание. Во-первых, в северных территориях благополучие людей во много зависит от биологических ресурсов, в данном случае оленей. Поэтому для сохранения популяции надо развивать домашнее оленеводство, оно должно стать отраслью сельского хозяйства и получать наравне со всеми господдержку. Необходимо продумать и систему стимулирования для оленеводов. В сегодняшней ситуации это поможет нам спасти животных и обеспечить продовольственную безопасность. Во-вторых, надо приложить все усилия, чтобы, с одной стороны, сохранить популяцию дикого оленя, а с другой — навести строгий учет выдачи разрешений на охоту для тундровиков. Наша задача законодательно перекрыть все лазейки по незаконной добыче и реализации продукции оленеводства».