В Красноярске прошла пресс-конференция, посвященная российской премьере фильма Федора Бондарчука «9 рота». Сам режиссер не смог приехать в Красноярск из-за болезни. Вместо него картину представляли актеры Иван Кокорин и Сослан Фидаров, исполнители ролей Чугуна и Пиночета. Также в пресс-конференции участвовали Иван Воробьев, председатель Красноярской ассоциации бойцов «Боевое братство», герой Советского Союза Наби Акрамов, воевавший в Афганистане и выступивший в роли одного из консультантов фильма, и Эдуард Саченко, ветеран 9 роты.
Иван Кокорин рассказал журналистам, что до начала съемок фильма актеры встречались с настоящими бойцами легендарной роты, прошедшими Афганистан, и впоследствии в фильме пытались передать игрой их взгляд на события там. «До съемок этого фильма я практически ничего не знал о войне в Афганистане, – рассказал он. – Но теперь, благодаря ребятам, с которыми я встречался, я очень многое понял о том, как всё было».
По мнению Наби Акрамова, актерам прекрасно удалось рассказать о событиях с точки зрения простого солдата. «В этом и заключается новизна этого фильма», – считает он. «Обычно в фильмах рассказывают о блестящих полководцах, о бравых офицерах, а здесь создатели опустились до уровня простого солдата, того, на ком все и держалось». Акрамов также рассказал, что создатели фильма изо всех сил старались сохранять реалистичность повествования. «Когда фильм еще не был закончен, Федор Бондарчук приглашал нас и показывал нам готовые куски. После этого он просил нас высказывать свои замечания и пожелания – что нам понравилось, а что показалось неверным. Я смотрел фильм уже три раза и могу сказать, что все наши замечания были учтены».
Председатель Красноярского отделения ассоциации «Боевое братство» Иван Воробьев заявил, что считает «9 роту» гимном памяти погибшим в Афганистане солдатам. «Я знаю, что Федор Бондарчук в свое время и сам мог попасть в Афганистан, но этого не случилось, – сказал он. И сейчас этим фильмом он как бы отдает свой долг тем, кто был там вместо него. Наверное, это последний фильм об Афганистане, ведь следующее поколение режиссеров и сценаристов такого снять уже не сможет, они попросту не помнят ничего об этой войне». Воробьев также высказал предположение, что «9 рота» сможет оказать влияние на молодых зрителей и изменить их представление о войне. «Молодые люди сейчас очень целеустремленные, многие хотят стать политиками – может быть, этот фильм сумеет показать им, как следует и не следует обращаться с собственной армией», – сказал он.
Иван Кокорин и Сослан Фидаров охотно делились подробностями того, как проходили съемки. «Когда мы снимали сцены в учебке, мне казалось, что я играю в каком-то спортивном фильме», – рассказал Кокорин. Мы все время бегали, прыгали, приседали, и так по несколько дублей подряд. После съемок приходили в гостиницу и буквально падали – а назавтра рано утром снова на съемки». Фидаров добавил: «Было очень тяжело, и мы все ужасно уставали. Но усталость не была неприятной – было какое-то ощущение полноты, возможно, от того, что мы осознавали, что снимаемся в фильме Федора Бондарчука».
Участники пресс-конференции рассказали, что на съемках случались и курьезы – так, во время съемок на черноморском побережье два вертолета немного отклонились от запланированного курса. Позже выяснилось, что они пролетели над дачей бывшего президента Украины Леонида Кучмы. Федору Бондарчуку пришлось отправляться «на ковер» к Кучме, где ему объяснили, что если бы президент в тот момент находился на даче, то вертолеты были бы сбиты без всяких предупреждений. Бондарчук все же сумел уладить происшествие.
Многих красноярских журналистов также интересовал вопрос, каким образом снимались сцены на Красноярском железнодорожном вокзале. Актерам пришлось огорчить их – все снималось в специально построенном павильоне, а посмотреть настоящий красноярский вокзал во время нынешнего визита у них пока не было времени. Боец настоящей Девятой роты Эдуард Саченко признался, что фильм пока не посмотрел, но сказал, что, судя по рекламным материалам, фильм получился максимально приближенным к реальности. Впрочем, в одном из аспектов, как признал Иван Кокорин, фильм от реалистичности все же отступил: «Я согласен, зубы у всех солдат получились действительно слишком уж белыми».