4 октября в Москве состоялась пресс-конференция на тему "Педагогический беспредел, кто положит этому конец?", посвященная случаю самоубийства ребенка в одной из школ Санкт-Петербурга, сообщает корреспондент ИА REGNUM.
Как сообщила сотрудник региональной общественной организации "Права ребенка" Шубина, "в России ежегодно 3 тысячи детей кончают жизнь самоубийством, и часто причиной самоубийств оказывается боязнь детей насилия со стороны взрослых". Говоря о случае самоубийства петербургского школьника, одной из причин которого была невозможность сдать деньги на ремонт класса, Шубина отметила, что "товарно-денежные отношения давно уже распространились в российских школах, вузах и детских садах. Ни для кого это не секрет, а для большинства родителей давно уже стало нормой", - заявила она. По мнению Шубиной, именно то обстоятельство, что родители не отказываются и выражают готовность платить и дальше, является основной причиной, по которой система поборов до сих пор сохраняется в российских школах.
В свою очередь председатель Московского отделения общественного движения "Добро - без границ" Светлана Бочарова отметила, что несмотря на официальный запрет департамента образования Москвы на денежные поборы в школах, система поборов продолжает действовать. Она также считает, что "с советских времен в учреждениях образования сохранилась "казарменная педагогика", и именно отсюда исходит нежелание детей ходить в школу, нелюбовь к учителям, боязнь отстаивать свои права. Все это привело к тому, что произошло в Санкт-Петербурге". Этот случай, по словам Бочаровой, не единственный, и получил столь широкую огласку лишь потому, что в кармане погибшего мальчика была записка с указанием причин самоубийства.
"Мы отсылали собранные нами материалы по фактам насилия над детьми в Госдуму, в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ, в Администрацию Президента. Ниоткуда мы не получили официального ответа", - сообщила Бочарова. По ее мнению, "необходимо изменить систему подготовки кадров в вузах, где господствует та же "казарменная педагогика". Нужна реформа всей системы образования в сторону ее гуманизации". Шубина также отметила, что нужно развивать по всей стране институт Служб примирения, действующих на данный момент в школах Новгорода, Саратова и ряде других городов. Уполномоченные этих служб выбираются самими детьми из старшеклассников. "Необходимо устанавливать в этих службах телефоны доверия, по которым ребенок мог бы позвонить в случае возникновения любой конфликтной ситуации", - заключила она.
Но, как отметила Светлана Бочарова, "возможности общественных организаций, занимающихся защитой прав детей существенно ограничены, так как они не обладают властными функциями. Поэтому необходимо вхождение общественных организаций в государственную систему образования".