Красноярские специалисты в области фармацевтики прокомментировали корреспонденту ИА KNews приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ о переходе к выписке рецептов по международным непатентованным названиям лекарств (МНН). Напомним, что с момента вступления в силу этого приказа, лечащие врачи должны будут выписывать своим пациентам не патентованные торговые марки лекарств, а только активное вещество, входящее в состав медикамента. Конкретный лекарственный препарат будут определять аптеки, осуществляющие отпуск по выписанному рецепту.
Главный врач МУЗ «Городская поликлиника №1» Андрей Модестов отметил, что «никаких директив по реализации данного приказа мы еще не получали. Но мне кажется, что сегодня в России переходить на такую систему выписки рецептов неразумно. Да, на Западе эта система действует и довольно успешно, но там есть крупные производители медикаментов, которые чаще всего имеют определенную специализацию и препараты, которые они производят, не являются взаимозамещаемыми. На внутреннем рынке европейской страны нет такого огромного количества наименований лекарств, которое мы сейчас видим в России. К тому же человек очень быстро привыкает к определенному препарату, и возможная смена конкретного лекарства, скорее всего, вызовет у него только раздражение». «На мой взгляд, необходимо сначала развивать местное производство медикаментов и стандартизировать его, упорядочивать фармацевтический рынок и только после этого вводить подобный закон», – подчеркнул Модестов.
Генеральный директор ГП «Фармация» Андрей Павлов отметил, что «лекарственные препараты разных производителей, содержащие одно и то же действующее вещество (МНН), могут существенно отличаться по эффективности, качеству и наличию побочных эффектов. Отмечено, что пациенты по-разному реагируют на применение рецептурных препаратов с одним и тем же действующим веществом, но с разными торговыми наименованиями».
«Применение без контроля со стороны врача другого рецептурного препарата (с другим торговым наименованием), содержащего то же действующее вещество, может создать угрозу здоровью пациента, – подчеркнул Павлов, – нельзя сбрасывать со счетов и психологическую привязанность многих пожилых людей к препаратам, которые они принимают годами. Если врач не сможет повлиять на то, какое конкретно торговое наименование лекарства будет получать пациент по рецепту в аптеке, то он не сможет взять на себя полную ответственность за лечение больного. В этом случае ответственность врача за выписку конкретного лекарства фактически передается аптечным работникам, не имеющим соответствующей квалификации и подготовки. Это приводит к увеличению количества жалоб пациентов и снижению авторитета лечащего врача».
Комментируя экспертное мнение о том, что новый приказ будет выгоден аптечным организациям, поскольку именно они теперь будут определять, какой конкретный препарат будет выдан пациенту, Павлов также заявил: «Не могу ответить за все аптечные организации, однако госпредприятие «Фармация» несет, прежде всего, социальные функции по обеспечению населения конкретными лекарствами, назначенными врачами, и только после этого наша работа направлена на коммерческие цели».