13 октября в столице Калмыкии Элисте прошёл чемпионат мира по шахматам, определивший абсолютного чемпиона мира в этом виде спорта. Им стал Владимир Крамник, обыгравший болгарина Веселина Топалова в напряженной борьбе. Однако представителя газеты The Observer, побывавшего в Калмыкии на этом чемпионате, больше заинтересовал не сам турнир, а человек, его организовавший, а именно президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов.
Истовому буддисту Илюмжинову удалось то, что не удавалось никому уже целых 13 лет – он сумел наконец-то объединить мир профессиональных шахмат, расколовшийся на две половины после громкого ухода Гарри Каспарова из международной федерации шахмат ФИДЕ. Каспаров, недовольный политикой, проводимой руководством ФИДЕ, организовал собственную организацию, Профессиональную шахматную ассоциацию, и к нему переметнулось немало гроссмейстеров, разделявших его взгляды.
С тех пор две организации упрямо проводили собственные чемпионаты, и все попытки совместить две эти параллельные ветви заканчивались безуспешно. Пока за дело не взялся Илюмжинов. Для того чтобы совершить это великое для мировых шахмат дело, ему пришлось предпринять немало усилий. Для начала он занял пост президента ФИДЕ, потом сделал шахматы обязательным предметом во всех школах Калмыкии, потратил 100 миллионов долларов на роскошный комплекс под названием Городские Шахматы, построенный в Элисте, и практически полностью отремонтировал здание местного парламента, в котором и состоялся турнир. Он также выставил призовой фонд в миллион долларов – правда, по договоренности участники турнира поделили его между собой пополам.
Все эти действия безусловно требовали затрат и усилий – и свою преданность шахматам Илюмжинов объясняет тем, что это не просто игра. «На шахматной доске 64 клетки», рассказывает он, «и все клетки человеческого тела состоят из 64 частей. Это явно говорит о том, что шахматы произошли либо от Бога, либо от высшего разума из летающих тарелок». Воззрения президента Калмыкии на сам чемпионский турнир отличаются такой же странностью. «Только подумайте – судьба чемпионата решилась 13-го числа, через 13 лет после того, как из ФИДЕ ушёл последний чемпион Гарри Каспаров, 13-й по счёту. Это всё не просто цифры – это знамение. Я верю, что шахматы пришли к нам либо от Бога, либо от инопланетян. Уж я-то понимаю в этом кое-что! В 1997 году, когда я был в командировке в Москве, инопланетяне взяли меня на борт своего корабля и свозили меня к далеким звездам. Это совершенно нормально – в прошлом году я узнал, что в Америке 4000 человек совершают такие путешествия каждый год».
За Кирсаном Илюмжиновым давно закрепилась репутация человека весьма эксцентричного. Во время предвыборной программы он разъезжал по калмыцким степям в огромном лимузине, а однажды, случайно встретив Гарри Каспарова в Будапеште, вручил ему 100 тысяч долларов в качестве компенсации за потерю авторских прав на книгу, которую он написал ещё во времена Советского Союза. После встречи с Далай Ламой он построил в Элисте роскошный буддистский храм, а после встречи с Папой Римским – такой же католический (хотя злые языки утверждают, что католиков в Калмыкии вряд ли сильно больше одного). Всем иностранцам, прибывающим в столицу Калмыкии, вручается автобиография Илюмжинова, озаглавленная «Терновый венец президента».
«Бог создал Калмыкию для шахмат», уверен Илюмжинов. «С помощью шахмат я открою Калмыкию для мира, и мир для Калмыкии». По утверждениям президента, благодаря его шахматной деятельности Калмыкия вышла на шестое место по уровню инвестиций среди всех республик Российской федерации. Впрочем, противники Илюмжинова считают, что он подтасовывает факты, и чрезвычайно интересуются теми деньгами, которые он тратит на свои шахматные фантазии. Особенно сильно их интересует вопрос, кому принадлежали эти деньги изначально – самому Илюмжинову или бюджету Калмыкии.