Губернатор края Александр Лебедь подписал постановление 'О чрезвычайной ситуации по поставке угля в города и районы края'.
Этим документом на объектах топливно-энергетического комплекса вводится режим чрезвычайной ситуации. Губернатор Лебедь лично возглавил оперативный штаб, в состав которого вошли начальник управления топливно-энергетическим комплексом края Александр Пузанов, начальник Красноярской железной дороги Петр Кучеренко, генеральный директор "Красугля" Виктор Гуськов, начальник управления коммуникационным комплексом края Николай Меньшов, а также руководители силовых структур.
Очевидно, что столь кардинальная мера продиктована суровой необходимостью - только режим 'чрезвычайки' может положить конец затянувшейся войне угольщиков с железнодорожниками. Главное сейчас даже не найти виновников и устроить им публичную порку, не до того, когда 'зима катит в глаза', и жителям 38 регионов России, куда поставляет топливо 'Красуголь', грозит перспектива на собственной шкуре испытать опыт Приморья.
Пока же позиции руководства КЖД и 'Красугля' отличаются прежней непримиримостью. Так, на состоявшейся вчера пресс-конференции заместитель председателя совета директоров 'Красугля' Константин Хамлай заявил, что кризисная ситуация, сложившаяся в угольной компании из-за нехватки вагонов, возникла исключительно по вине красноярских железнодорожников и МПС. Только за прошлый месяц угольщики не дополучили 15 тыс. вагонов. Это более 1 миллиона тонн угля стоимостью 150 миллионов рублей, из-за чего в октябре компания не смогла заплатить в бюджет края 56 млн. рублей.
Как сообщил Константин Хамлай, по поставкам подвижного состава 'Красуголь' уверенно занимает последнее место. В то время как за октябрь в Якутию железнодорожники поставили 87,9 % необходимых вагонов, Восточносибирская железная дорога по поставкам вагонов на 'Востсибуголь' выполнила план на 91%, а Кузбас получил 98,8% необходимого подвижного состава, 'Красуголь' вынужден был довольствоваться лишь 64,9%. По мнению Хамлая, очевидно, что МПС намеренно 'обходит' Красноярский край, так как недавно 8 тыс. вагонов прошло порожняком по красноярской железной дороге транзитом на Кузбас.
Профсоюз красноярских угольщиков в обращении к федеральному правительству объявил предзабастовочное состояние и грозится выйти на Трансиб, чтобы взять под контроль потоки порожних вагонов.
Железнодорожники не отмалчиваются и отвечают ударом на удар, признавая, правда, что вагонов не хватает, но объясняя это объективными причинами. Угольщиков упрекают в неритмичности поставок, говоря, что если бы летом топливо отгружали также активно, как в отопительный сезон, то никаких проблем возникнуть просто не могло.
Кроме того, по словам начальника грузовой коммерческой службы КЖД Александра Макарова, в нехватке вагонов виноваты руководители предприятий, использующие подвижной состав в качестве складов на колесах, тем самым, допуская скопления вагонов на подъездных путях. Именно по этой причине доходы КЖД уменьшились на 315 миллионов рублей, а в бюджет Красноярского края не поступили 63 миллиона рублей в виде НДС. Железнодорожники требуют введения жестких экономических санкций за неэффективное использование вагонов и предлагают создать частные экспедиторские компании, которые бы занимались доставкой топлива потребителям.
Как видим, у всех есть свои резоны. Остается надеяться лишь на то, что Губернатор твердой рукой разрубит этот 'гордиев узел', и грядущая зима не станет для нас катастрофой.