Главная
>
Новости
>
Российские учителя заявили о провале ЕГЭ и пагубных для образования ошибках

Российские учителя заявили о провале ЕГЭ и пагубных для образования ошибках

21 августа 2009 12:25
2

Российские учителя направили высшему руководству страны резолюцию, принятую ими по итогам первого Всероссийского педагогического форума в Санкт-Петербурге, сообщил главный редактор сайта «Завуч.инфо» Евгений Барановский.

В документе заявлено о бедственном положении учителей, провале ЕГЭ и опасности введения религиозного воспитания в школах. В числе адресатов — президент Медведев, правительство во главе с Владимиром Путиным и Минобразования, которое возглавляет Андрей Фурсенко. В учительском сообществе надеются, что официальные власти не закроют глаза на документ, как это произошло с самим форумом: неудобное для них мероприятие они полностью проигнорировали.

Документ поддержали 99% опрошенных подписчиков сайта — а это более 70 тысяч работников системы образования страны. Как сказано в резолюции, принимаемые в области управления образованием решения направлены, в первую очередь, на «оптимизацию» расходов государства на образование и перевод этой сферы на модель экономического управления. А это приводит к фактическому сокращению гарантий доступности бесплатного образования для граждан и прямо нарушает Конституцию. «Экономический подход приводит к сокращению „некомплектных“ классов, порождая „классы-монстры“, в которых невозможно организовать качественное обучение в принципе», — заявляют учителя.

«Цифры, приводимые в отчетах управлений образования, говорят о статистическом повышении уровня оплаты учительского труда. Но чиновники от образования стеснительно умалчивают в своих отчетах фактические данные о том, что для получения „высокой“ зарплаты в 10—12 тысяч рублей заслуженный учитель с 20-летним стажем отрабатывает не менее двух ставок, работая с 8 утра до 9 вечера 5—6 дней в неделю», — сказано в документе.

Второй пагубной для российского образования ошибкой тотальном переходе к ЕГЭ (в том виде, каком он реализован сейчас) и связанных с ним технологий оценки качества обучения, а также отдельные попытки применения «инновационных» учебно-методических подходов.

Погоня за баллами в сертификате ЕГЭ и фактический отказ от аттестата зрелости делает из выпускников людей с пустыми головами, считают учителя. То возникающие, то исключающиеся из программы «новаторские» предметы вносят сумятицу в учебный процесс. А учебники и пособия, получающие гриф «рекомендовано Министерством образования и науки РФ», слишком часто не выдерживают критики со стороны практикующих педагогов и родителей. «Мы практически полностью перешли на „штамповку“ учеников, способных ответить на вопросы теста, созданного неизвестно кем и для чего», — утверждают учителя.

Отдельно отмечается в документе внедрение в ряде регионов России в основную учебную программу религиозного обучения. «Мы считаем это не только антиконституционным деянием с формальной точки зрения, но и недальновидным шагом. В этой сфере недопустимы „эксперименты“ и „пилотные внедрения“, поскольку речь идет о духовном воспитании детей», — подчеркивают педагоги.

Обозначив наиболее острые проблемы, учителя предлагают свои решения, среди которых:

  • разработать и вынести на общественное обсуждение стратегию развития системы образования России на период до 2025 года;
  • отказаться от действующей модели ЕГЭ и ввести двухступенчатую систему итоговой аттестации в форме ЕГЭ, при которой первая часть экзамена является итоговой для получения аттестата, а вторая — вступительным экзаменом в ВУЗ или среднее профессиональное учебное заведение;
  • ввести процедуру строгого контроля за содержанием вопросных баз ЕГЭ на предмет их соответствия государственным стандартам;
  • выработать новую модель финансирования.

Первый всероссийский форум учителей проходил 28—29 июля на базе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета и собрал 167 работников образовательных учреждений из 62 регионов РФ. Выработанный на нем проект резолюции обсуждался с 7 по 17 августа в интернете.

Рекомендуем почитать