Главная
>
Статьи
>
Римма Бенюмова: «Спорю с папой, чтобы отпустил в кино»

Римма Бенюмова: «Спорю с папой, чтобы отпустил в кино»

07.11.2006
10

На IV Молодежных Дельфийских играх стран СНГ в Казахстане юная красноярская скрипачка Римма Бенюмова получила золотую медаль. Победа значительная. Но не единственная. К своим неполным 13 годам Римма становилась лауреатом многих международных конкурсов. Хотя признается, что только в последнее время стала увереннее чувствовать себя на сцене. Сегодня в рубрике «Персона» не совсем обычное интервью – мы беседуем с целой музыкальной семьей! У нас в гостях юная «звёздочка» и её родители – известный скрипач Михаил Бенюмов и пианистка Лариса Маркосьян.


Римма Бенюмова

Римма, со скольки лет ты учишься играть на скрипке?

Если серьезно, основательно, то с семи. До этого папа (известный скрипач Михаил Иосифович Бенюмов, заслуженный артист России, профессор Красноярской государственной академии музыки и театра, руководитель Красноярского камерного оркестра – Е.К.) давал мне скрипку еще в три года, я ее понемногу щипала. (Улыбается.) Но учиться в музыкальной школе по классу скрипки начала спустя четыре года. И уже через год выступила на своем первом краевом конкурсе в Красноярске. Заняла второе место с высшим количеством баллов, первое тогда почему-то решили не присуждать. Потом поехала в Новосибирск и тоже получила там второе место. А дальше пошли победы в Италии, на других международных конкурсах, где я занимала первые места.

Российская сборная в неофициальном командном зачете заняла первое место, – вступает в разговор Михаил Иосифович. – На втором – Казахстан, на третьем – команда Армении. Все страны СНГ прислали свои делегации. И очень приятно то, что при всех сложностях политической жизни СНГ мы пытаемся сохранить единое культурное пространство. Наша творческая молодежь очень хорошо контактировала друг с другом – люди друг к друг тянутся, дружат, общаются. Конкурируя, мы весьма благожелательно поздравляли друг друга с победами. Что же касается побед, российская сборная получила по девять золотых и серебряных медалей и одну бронзовую. Мне отрадно отметить, что из них за Красноярском – две золотые медали, одна серебряная и четыре диплома. Это большой успех.

Дома, в Красноярске, золотую медаль помогли завоевать стены. Что дало уверенность в победе в другой стране?

Наверное, трудолюбие, – улыбается девочка. – И родители были рядом, а мама (пианистка Лариса Владимировна Маркосьян – Е.К.) вообще играет вместе со мной на сцене – это очень сильная поддержка.

Кто больше волновался – мама или дочка?

Однозначно мама, – включается в разговор Лариса Владимировна. – Дело в том, что после открытия Дельфийских игр на ужине произошло досадное недоразумение, после которого наши руководители заявили официальный протест. Представьте: 39 человек российской и белорусской делегаций получили отравление – фактически, прямо перед конкурсом! Хорошо, что в казахских аптеках нашлись нужные лекарства… Конечно, это не было чем-то умышленным. Как сказала в свое оправдание принимающая сторона, открытие слишком затянулось, мы опоздали на ужин, и пюре на молоке просто скисло. Но факт остается фактом, история чудовищная. Обнародовали ее только для того, чтобы другим странам на следующих Дельфийских играх было неповадно – дети же, все-таки, ну как можно! Кстати, все участники, с дискомфортом после отравления, с тяжелыми последствиями, утром все равно выступали на конкурсе. Это обыкновенный героизм – они проявили настоящую стойкость и преданность искусству. Одно дело – играть в комфортной обстановке, и совсем другое – преодолевать сложные обстоятельства, да еще выдавать при этом столь высокие результаты. Россия большая, и в том ее огромное преимущество – сборную собирали из разных городов. Не случайно Россия лидирует уже четвертые игры подряд. В этот раз приехало около 60 человек, но должно было еще больше – многие почему-то не смогли…

Наша делегация вообще была представлена очень талантливыми молодыми исполнителями, чему предшествовал серьезнейший отбор, – добавил Михаил Иосифович. – Насколько я знаю, решение жюри о победе Риммы было единогласным.


Лариса Маркосьян и Михаил Бенюмов

А как же сама организация конкурса?

Снимаю шапку перед нашими артистами, – сокрушенно говорит Лариса Владимировна. – Репетиционный процесс перед выступлениями был просто безнадежно плохой. Классов для разыгрывания и распевания поначалу вообще не давали. Конечно, мы не из робких, устроили там скандал, и в итоге проблема разрешилась. Но в Красноярске на время Дельфийских игр вообще везде был просто остановлен учебный процесс, каждый участник игр имел свой ключ в кармане от репетиционного зала и мог в любое время придти и позаниматься. Это к вопросу о том, чего стоит победа. Все произошло вопреки... Я сама артистка и прекрасно понимаю, что это такое – выходить на сцену, когда у тебя не было возможности позаниматься, да еще и траванули перед выступлением. На Римму тяжко было смотреть… Но она выступила очень достойно, исполнила там Большое адажио из балета «Спартак» Арама Хачатуряна и «Испанский танец» Мануэля де Фальи.

Кстати, сама Римма еще не устала от изобилия конкурсов?

Нет, пока не устала, – отвечает юная скрипачка. – Они очень важны и полезны для каждого ученика – всякие, от городских до международных. Ты не варишься в собственном соку, смотришь, какие у тебя соперники, стараешься добиться более высокого уровня, чем у них. А победы, безусловно, всегда приятны. Но тут же возникает желание отправиться на еще более сильный конкурс.

И где бы тебе теперь хотелось побывать, чтобы проверить свои сегодняшние возможности?

В феврале планирую поехать в Москву на конкурс Ойстраха – он очень серьезный и престижный, для сильных исполнителей. Отбор идет по пленкам, выбирают лучших. А потом нужно еще в Москве пройти два тура… Есть, конечно, еще более сложные конкурсы – имени Чайковского, Винявского, Паганини. Но мне пока туда рановато, это уже будет следующий этап. Даже третье место на таких состязаниях вызывает уважение к исполнителю. А победа на них – вообще что-то заоблачное.

Почему скрипка, как у папы, а не фортепиано, как у мамы?

Я начала заниматься в пять лет именно на фортепиано. Родители сочли, что это необходимо для развития слуха. Но скрипка меня почему-то больше увлекла, я даже не заметила, как переключилась на нее, словно само собой все получилось. Сейчас занимаюсь и тем, и другим инструментом. Но скрипкой более углубленно.

Родители в этом поддержали?

Это был совершенно сознательный план, – говорит Михаил Иосифович. – Она ведь продолжает играть на фортепиано – и неплохо играет. Очень быстро продвигалась, в 8 лет уже замечательно играла сонаты Скарлатти. Просто первый постановочный период очень сложен сам по себе. На фортепиано ребенок почти сразу может сыграть свою первую песенку, через неделю обучения. Там на первом этапе ничего сложного нет: нажал – звучит. Потом, конечно, когда берешься за серьезные произведения, все дается не так просто. Развиваются одни и те же материи, что и при игре на скрипке – звуковысотный и ритмический слух, фразировки и все прочее, что необходимо для занятий музыкой. Поэтому, считаю, что фортепиано – очень хороший старт. В пять лет у Риммы были еще и очень слабые пальчики для скрипки: нужно чуть-чуть прижать струну, стоять и удерживать инструмент в течение часа, непрерывно с поднятыми руками – это тоже нелегко. У детей руки всегда отваливаются от усталости. И потом, очень важна концентрация. Скрипка не допускает ни малейшей рассредоточенности, слишком за многими вещами приходится одновременно следить. Людям с рассеянным сознанием, когда внимание скачет с одного предмета на другой, это дается с большим трудом. А именно так устроены дети. Она в 5 лет могла сосредоточиться лишь на несколько минут. Я попробовал и понял, что на скрипке бесполезно начинать в столь раннем возрасте. Но как только почувствовал, что она готова к этому и физически, и психологически, мы начали учиться играть и на скрипке. Первые уроки, правда, были по 15-20 минут, не более, но старались заниматься по несколько раз в день. Сейчас на репетиции у нее уходит не меньше трех часов в день. Приличный репертуар уже накопился за эти годы – есть две крупные формы, концерты Баха и Моцарта, сейчас учит концерт Мендельсона.

Помнится, Михаил Иосифович, вы сказали, что у папы больше терпения, чем у мамы, чтобы учить ребенка!

На мой взгляд, это действительно так. Может даже, не столько терпения, сколько понимания, что кто-то должен взять на себя ответственность, быть мотором в этом процессе.

Нет, папочка, сейчас, я считаю, у мамы наоборот больше терпения, – лукаво улыбается Римма. – Ты меня ругаешь, если я два раза сыграла неправильно, а мама – только после пяти ошибок!

Твое будущее тебе уже понятно – собираешься всю жизнь заниматься именно скрипкой?

Вопрос, насколько мне хватит нервов. Но пока что я не вижу себя в чем-то другом. Есть разные увлечения. Например, с пяти лет два раза в неделю хожу в студию керамики при Дворце пионеров – мне очень нравится, это развивает фантазию, мышление, пальцы, что, кстати, помогает и в игре на скрипке. Но я не настолько люблю керамику, чтобы посвятить ей жизнь – это всего лишь приятное хобби. Скрипка действительно занимает первое место в моей жизни. Учусь у папы, в лицее при академии музыки и театра. И пока что меня все вполне устраивает. Возможно, годам к 18 нужно будет переехать в Москву, там возможностей все-таки больше. Но пока что я об этом не задумываюсь. Хотя, конечно, иногда тоже хочется погулять на улице, как другим детям. Но приходится постоянно заниматься, иногда мы из-за этого даже ссоримся с родителями. Или просто физически устаю. Обижаюсь на отца – вот, был такой хороший добрый папа, а потом вдруг стал строгим педагогом Михаилом Иосифовичем. Но с годами я все лучше понимаю своих родителей. И задумываюсь – что могут дать мне уличные тусовки? Пустая трата времени…

А как обстоят дела в общеобразовательной школе? Есть любимые предметы?

Я много занимаюсь, учебу не запускаю, несмотря ни на какие поездки. Двоек у меня до сих пор еще ни разу не было, всегда умудрялась оставаться отличницей. И не потому, что зубрилка – мне действительно интересно учиться! Не хотелось бы быть скрипачкой без хорошего образования. Очень нравится математика – меня увлекает, когда изучаю все эти модули и десятичные дроби. Люблю читать – но не Дарью Донцову, а Шекспира, «Хроники Нарнии», «Гарри Поттера»… Кстати, сначала посмотрела фильм про Гарри Поттера, а потом уже прочла книги о нем. И поняла, что читать намного интереснее.

В кино любишь ходить?

Очень, иногда даже приходится спорить, чтобы папа меня отпустил. Он считает, что без кино можно легко прожить, это бессмысленное времяпровождение. Но я с ним не согласна. И если мне надо, всегда могу добиться своего. Во всем – и в жизни, и в профессии. На Дельфийских играх пересилила себя и все же вышла на сцену, несмотря на слабость. Наверное, я очень упрямый человек. В каких-то случаях это неправильно. Но иногда помогает.

Римма, а собаки у тебя нет?

Пока что нет, к сожалению, это больная тема… Очень хотелось бы завести домашнее животное – сейчас вот соседи предлагают котенка. Но с возрастом я стала понимать, насколько это большая ответственность. Мы же часто уезжаем, и обычно всей семьей – на кого его оставить? Но когда-нибудь родители уйдут на пенсию, будут жить со мной, и я непременно заведу щенка! (Смеется.)

Елена Коновалова

Рекомендуем почитать