Рынок — ларьки — павильоны — супермаркеты. Красноярская розничная торговля прошла этот путь за каких-то 10 лет. Сегодня трудно себе представить, что когда-то основная масса покупок совершалась в слабо приспособленных для этого условиях. Однако столь стремительный рост в кризисный период очень быстро сошел на нет — достигнув практически нулевой отметки. Несмотря на это, заместитель министра экономики и регионального развития Сергей Дамов уверен, что в перспективе розничная торговля вернется на рельсы развития.
Торговля — это все, что есть
Развитие розничной торговли в Красноярске и крае шло весьма стремительно: ларьки сменились павильонами, которые, в свою очередь, пополнились супер- и гипермаркетами. Если взглянуть в историю — как это все происходило?
Да, торговля развивалась стремительно. Если опустить те времена, когда доминирующую роль на розничном рынке играли ларьки, и начать разговор с середины 90-х годов прошлого века, то, в общем, именно тогда и появился в городе первый супермаркет. Это была первая ласточка. Именно тогда красноярцы познакомились с этим форматом, узнали, что такое бесплатные пакеты, сервис и тому подобное. Прошло каких-то десять лет, и город буквально заполонил этот формат, став чем-то само собой разумеющимся.
И как же сегодня выглядит этот рынок? К чему пришли за эти годы?
Рынок розничной торговли на сегодня огромен и разнопланов. Торговля — это все, что есть: продукты, бытовая техника, автомобили, в конце концов. Но если остановиться пока только на продуктах питания, то на этом рынке сегодня работают несколько крупных сетей: «Красный яр», «Командор», «Каравай», «Десяточка», «Пятерочка», «Пламя 81» — продолжать можно и дальше. Начали открываться федеральные сети: за последние два года на рынок зашли Metro и «О’кей». К тому же и местным игрокам внутри одного региона становится тесновато: «Командор», к примеру, открывается в Хакасии.
Столь мощная экспансия федералов не вытеснит местные сети с рынка?
Не думаю. Обострит конкуренцию — да. Позволит выйти на новый уровень — само собой. Вытеснит — вряд ли. Взять хоть опыт «Рамстора», которому пришлось оставить наш рынок, поскольку местные сети оказались сильнее, и ничего сделать, чтобы оттянуть потребителя, он не смог. Хотя поначалу внимание привлечь удалось и люди пошли, но потом все закончилось.
Остановимся на вытеснении. Сети сегодня вытесняют мелких игроков (павильоны, отдельные магазины)?
В свое время они подсократили этот сегмент рынка. Сегодня, наверное, уже не вытесняют. Сегодня востребован и тот, и другой формат Не всегда удобно ради небольших покупок идти в супермаркет — проще это сделать в павильоне .Это может оказаться чуть дороже, зато быстрее и проще.
Розница растёт
А можно оценить, какую долю рынка розничной торговли сегодня имеют павильоны и отдельные магазины, а какую — сети?
Можно. По данным Росстатистики, около 20 % краевого розничного рынка контролируется крупными игроками.
Если поговорить об обороте розничного рынка?
Он рос. И делал это весьма впечатляющими темпами. Например, в 2007 году оборот продовольственной розницы составил 113 % к уровню 2006-го, а в 2008-м — 111,6 % к 2007-му. Еще быстрее рос оборот непродовольственного рынка: в 2007 году он составил 132 % к 2006 году, а в 2008-м — 118 % к 2007-му.
А в абсолютных цифрах каков он?
Немал, и даже очень. В 2008 году общий оборот розничной торговли в Красноярском крае составил 207,11 млрд рублей.
Дальше по логике: кризис сильно «отжал» этот рынок?
Сильно или нет — понятие относительное. Например, за январь-май этого года оборот составил около 110 млрд рублей — снижение есть. Замедлился и рост: по продовольственным товарам в первом квартале этого года рынок вырос всего на 2 %, а по непродовольственным и того больше — уменьшился, правда, не намного, составив 97 % к уровню аналогичного периода прошлого года. Или посмотрите на авторынок. До октября-ноября прошлого года за машинами стояли очереди. Доходило до того, что сами очереди становились объектом продаж. Сегодня иначе — машину можно приобрести сразу или в течение двух-трех недель.
Причины, я так понимаю, все те же — снижение платежеспособности?
Конечно. Хотя есть и еще ряд нюансов. Например, снижение доверия покупателей: даже люди, которые не сильно потеряли в доходах, под действием массовых настроений сократили свои траты. К тому же и доступ к кредитным ресурсам сегодня сильно ограничен. Если раньше был просто бум потребительского кредитования, то сейчас ситуация сильно изменилась.
Самое трудное — удержать покупателя
Оставим пока кризис — вернемся к рынку. Как с течением времени изменяются покупательские предпочтения в плане форматов?
Можно сказать, что они следуют за прогрессом. Когда самым широким ассортиментом обладали рынки — там преимущественно и закупались. Когда та же одежда начала переходить в магазины, покупатели стали постепенно отходить от рыночной практики, отдавая предпочтения более цивилизованным форматам. Появились супермаркеты — начали осваивать этот инструмент. Гипермаркеты, ТРК (торгово-развлекательные комплексы) — люди пошли и туда. Прогресс не стоит на месте, и покупатели движутся вслед за ним. Сами форматы меняются при изменении потребительских настроений. Когда в прошлые годы с покупательской способностью у людей все было хорошо — открывались более дорогие форматы торговли. Сейчас же продуктовые рынки снова становятся востребованными.
Вообще формат больших магазинов прижился в городе и крае?
Конечно, взять ту же «Планету». Если посмотреть на ее наполняемость — все вопросы снимутся сами собой. Большой магазин с разноплановыми товарами, услугами, развлекательными зонами — конечно, он востребован. Другой вопрос, что с ними происходит сейчас в связи с кризисом.
А сам формат закупок на всю предстоящую неделю, с последующим докупом около дома самого необходимого, типа хлеба, он прижился?
За всех не скажу, но лично мне он нравится, да и многие из моих знакомых предпочитают такой формат покупок. Я полагаю, что сегодня все большее число людей склоняется именно к нему, о чем могут свидетельствовать очереди в кассы. Вы посмотрите, в таких магазинах посетителей с каждым днем все больше и больше, и покупают они не штучный товар, а приобретают сразу на несколько дней, чтобы не тратить время, связанное с ежедневными походами в магазин.
А вообще, насколько продуктовый ритейл в городе развит на сегодня?
По-моему, данному рынку еще есть куда развиваться. Вы посмотрите, зашел «О’кей», и им за очень короткое время удалось не только раскачать собственный магазин, но и несколько изменить саму ситуацию на рынке продуктовой розницы в городе. Местные игроки стали что-то перенимать от них. Это, кстати, к вопросу о вытеснении местных игроков федералами, который мы обсуждали выше. Вообще, конечно, федералы сильно отличаются от наших игроков и ассортиментом, и сервисом, и подходом к организации дела.
У вопроса о развитости рынка есть вторая часть — насколько сегодня легко попасть на этот рынок и стать на нем успешным?
Ну, если отбросить необходимость серьезных финансовых вложений, поиск перспективного места и тому подобное, то войти-то можно. Другое дело — стать успешным. На первоначальном этапе потребитель все равно пойдет — природное любопытство. А вот останется ли он твоим покупателем — это вопрос. Самое трудное — это не привлечь, а удержать покупателя. Без этого добиться успеха на этом рынке невозможно. А на это влияет все: от удобства хождения по магазину до уровня обслуживания вас продавцами. Я уж не говорю о качестве продуктов или обманах покупателей.
Да уж, имел неприятный опыт в одной из красноярских сетей, когда ценник на пачку сока утверждал цену в 49 рублей, а в чеке стояла 56.
Не обновили данные в программе — как правило, объясняют в таких ситуациях в магазинах.
Ага, в течение месяца, а то и двух…
Такое отношение продавца тоже отталкивает покупателя, и компания может потерять изрядную долю оборота.
Покупателей в жертву
Складывается впечатление, что не только покупатель избалован сервисом магазинов, но и сами магазины не чувствуют недостатка в покупателях, что и позволяет им легко жертвовать одним-двумя.
Не совсем так. Вообще, за период становления и развития розничного рынка в городе и крае временами появлялись компании, которые практиковали подобное отношение к покупателю. Всех их постигла одна участь — они ушли с рынка, а их место заняли другие игроки.
Павильоны в этом смысле честнее — там меня так никогда не обманывали…
А там как обманешь, когда ты с покупателем глаза в глаза работаешь, когда все ценники на виду? Это совершенно другой формат.
А вообще, розница тяготеет к большим форматам или место маленьким магазинам останется еще надолго?
Останется точно. Магазины шаговой доступности никуда не денутся, и мировая практика это доказывает. Человеку же зачастую нужны простые, разовые покупки. Идешь ты с работы. Надо хлеба и молока. Ну что ты пойдешь ради этого в супермаркет, который мало того, что, как правило, находится дальше. В небольших же магазинах покупку можно сделать оперативней и в чем-то даже проще.
Что сегодня, помимо кризиса, сдерживает развитие этого рынка?
По большому счету, все причины, влияющие на рост розничного рынка, так или иначе, но связаны с кризисом. Первое — это изменение кредитной политики банков. Не секрет, что многие розничные предприятия в период своего становления и бурного развития делали это не на собственные средства, а с помощью привлеченных кредитов. Сейчас, когда и политика банков в оценке состоятельности заемщиков, и сами ставки по кредитам сильно изменились не в лучшую сторону, развиваться стало сложнее. Во-вторых, изменились и сами отношения с поставщиками, в частности уменьшение сроков расчета. Сегодня уже на уровне правительства России озаботились вопросом регламентации этих сроков. И пора. Мне известен случай, когда был заключен контракт со сроком расчета за поставку хлеба в течение трех месяцев.
Плата за вход
Вообще, тема отношений сетей с поставщиками довольно непростая. Когда в 2007 году начался мощный рост цен на продукты питания, многие обвиняли именно конечных продавцов в сговорах, завышении цен. По прошествии почти двух лет понятно, как это выглядело на самом деле?
Не все так однозначно. К сожалению, сети действительно обвинили в этом, но когда мы заключали соглашение с розничным звеном, мы очень внимательно изучили всю ситуацию и обнаружили, что самый мощный рост цен был именно на уровне сырья, т. е. на входе в переработку. В тот период рост цен на продукты питания был общемировой тенденцией, и подорожания происходили по всей стране. С сетями же тогда удалось договориться, и они ограничили свою торговую наценку лишь 10 %, на утвержденный перечень социально значимых товаров, которую они, кстати, удерживают и по сей день..
А какую роль во всем этом играли перекупщики да и продолжают играть?
У нас перекупщиками часто называют оптовое звено, а это составная часть любого нашего бизнеса, и без нее рынок бы просто не справился.
А сильно это влияет на цену продуктов для конечного потребителя? Проще говоря, намного ли увеличивается цена?
Здесь надо учитывать то, что мы живем в очень обширном с точки зрения географии регионе, а это значит, что так или иначе, но транспортные расходы продолжат играть одну из ключевых ролей в ценообразовании.
Какую роль в становлении оптового звена играет так называемая «плата за вход», ведь, по сути, этот инструмент сегодня сильно ограничивает прямых производителей?
Правительство края ведет постоянный мониторинг этой ситуации на рынке продовольственных товаров, и сегодня, по нашим данным, сети, что подтверждается самими производителями, отказались от взимания «платы за вход» с краевых производителей.
Тогда как объяснить проблемы некоторых производителей с попаданием на полки супермаркетов?
Все просто. Понимаете, для того чтобы попасть в сеть, производитель должен обеспечить определенный объем поставок, их регулярность, качество товара, а некоторые наши сельхозпроизводители, да и некрупные переработчики, сделать этого пока не могут.
Что ждет этот рынок в свете происходящего сегодня? Какие основные тенденции?
В сегодняшних условиях обострившейся конкуренции для розничных продавцов, как крупных, так и мелких, очень важно не растерять своих покупателей. И постараться привлечь новых. Именно это станет в дальнейшем основным активом развития.
Досье ВК
Сергей Дамов
Заместитель министра экономики и регионального развития Красноярского края
Родился 5 декабря 1970 года в Красноярске.
После школы в 1988 году учился в Сибирском технологическом институте по специальности «инженер-технолог», который окончил в 1993 году.
Второе образование получил на юридическом факультете Красноярского государственного университета, в котором обучался с 1994-го по 1998 год.
С 2003-го по 2005 год являлся советником в Уполномоченном управлении Минэкономразвития по Восточно-Сибирскому региону.
С 2005-го по 2008 год — руководитель службы по контролю за ценообразованием и размещением госзаказа администрации Красноярского края
В 2008 году в связи с образованием правительства края перешел на должность заместителя министра экономики и регионального развития Красноярского края, которую и занимает по сей день.
Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск»