Вековая история взлета и падения Игарки
В начале XX века на месте города существовал стан Старая Игарка. В 1929 году здесь начали строить порт по вывозу леса. До 50-х сюда ссылали политических, военных и других заключенных. Их руками, а также усилиями энтузиастов и вольнонаемных и строился город. Были построены рыбопромышленный комбинат, судоремонтная верфь. Из Игарки также строили железнодорожную магистраль до Салехарда — так называемая «дорога на костях», часть недостроенной Трансполярной магистрали, унесшая тысячи жизней заключенных и впоследствии заброшенная.
С начала 1960-х годов в Игарке начался бурный рост деревообрабатывающей промышленности, однако в настоящее время производство почти свернуто. С 2009 года жизнь в Игарке сосредоточена в двух микрорайонах с пяти- и девятиэтажными зданиями и в оставшихся двухэтажных деревянных зданиях на территории «Нового города». Население Игарки по данным на 2020 год — чуть более 4300 человек. В исторический пик численность населения Игарки составляла 20-25 тысяч человек.
На примере Игарки можно проследить судьбу многих советских моногородов России, подкошенных рыночной экономикой. Стремительный взлет, мировая известность, яркая кипучая жизнь и страшное падение, усугубленное «островной» сущностью населенного пункта.
Больно от того, что ничего уже нельзя исправить. На фото Игарки 60-х можно увидеть, как выглядел город в пору расцвета, когда был жив лесокомбинат, а морские суда из 37 стран швартовались в протоке, загружались пиломатериалом из ангарской сосны и развозили славу города-сада по всей планете.
Нынче, гуляя по бывшим улицам в сопровождении умеренно агрессивных собачек, — мимо развалин домов, заброшенных гаражей, заросших лесом жилых кварталов, гарей и опустевшей промзоны, — чувствуешь себя героем книг Крапивина, которых забыли перенести «за грань» вместе с Городом, от которого остались лишь воспоминания и пара памятников в кустах.
Виктория Рефас специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото из личного архива автора, архивные снимки — pastvu.com