Завершение большой работы над бюджетом

8 декабря 2025 15:34

В Красноярске прошла предпоследняя в 2025 году сессия Законодательного Собрания края. На нее было вынесено более 60 вопросов, главный из которых — утверждение во втором чтении бюджета Красноярского края.

В начале заседания депутаты парламента утвердили резолюцию публичных слушаний по бюджету. Документ фиксирует оценку ситуации, параметры бюджета и пакет рекомендаций власти всех уровней.

В 2025 году внутренний региональный продукт ожидается на уровне 4,2 трлн рублей, к 2028 году он вырастет на 3,4 % до 5,3 трлн рублей, при доле реального сектора 67,5–69,6 %. За пять лет объём инвестиций увеличился в 2,5 раза, ежегодные вложения в основной капитал в 2026–2028 годах сохранятся выше 1,4 трлн рублей.

Более половины расходов бюджета по‑прежнему приходится на социальную политику, образование и здравоохранение. В 2026 году расходы на коммунальные услуги бюджетных учреждений вырастут на 12,1%, на нормативные обязательства и питание — на 6,2 %, стипендии с 1 сентября будут проиндексированы на 6,2%. С 1 января 2026 года МРОТ увеличится на 20,7 % до 27 093 рублей, ежемесячная выплата работникам бюджетной сферы вырастет с 6 200 до 10 855 рублей с учётом районного коэффициента и «северных» надбавок. Отдельно зафиксировано продолжение работы по достижению целевых показателей зарплат педагогов, медиков, работников культуры и социальной сферы.

Важным моментом остается поддержка территорий. В 2026 году муниципалитеты получат в качестве межбюджетных трансфертов 162,3 млрд рублей (30,9 % расходов краевого бюджета). Формируется сеть опорных городов — Ачинск, Канск, Лесосибирск, Минусинск, на комплексные планы которых в 2024–2025 годах предусмотрено 5,5 млрд рублей и ещё 12,7 млрд — на 2026–2028 годы. На поддержку муниципальных комплексных проектов развития направят 2,1 млрд рублей, включая ремонт дорог и социальных объектов, строительство домов культуры, очистных сооружений и инженерных сетей.

Резолюция закрепляет расширение участия граждан в бюджетном процессе. Объём расходов, распределяемых с учётом мнения жителей, в 2026–2028 годах составит 14,8 млрд рублей; количество межбюджетных трансфертов, зависящих от решений населения, вырастет с 12 до 16. На программу поддержки местных инициатив ежегодно предусмотрено по 600 млн рублей. В 2026–2028 годах запланировано не менее 8 000 мероприятий по финансовой грамотности в год с охватом свыше 500 тыс. человек, в том числе проведение в крае финала Международной олимпиады по финансовой безопасности.

В 2026–2028 годах в Красноярском крае будет реализована 21 государственная программа края. Большой блок рекомендаций касается налоговой базы: предлагается оценивать эффективность льгот, увязывать налоговые расходы с нацпроектами и госпрограммами, усиливать межведомственную работу по собираемости платежей и вовлечению недвижимости и земель в экономический оборот.

Отдельный раздел посвящён экологии и инфраструктуре. Краю рекомендовано расширить участие в федеральных проектах по снижению выбросов и обращению с отходами, развивать систему очистных сооружений и гидротехнических объектов, поддерживать модернизацию коммунальной инфраструктуры и местных дорог, совершенствовать механизмы ГЧП и концессий. В совокупности резолюция публичных слушаний становится дорожной картой для бюджета 2026–2028 годов, закрепляя социальный характер расходов, поддержку муниципалитетов и курс на устойчивое развитие экономики и качества жизни жителей края.

В заключительной части документ содержит более 80 конкретных поручений и рекомендаций правительству края, органам местного самоуправления и Счётной палате. Среди ключевых — актуализация Стратегии социально‑экономического развития края до 2030 года, развитие промышленной кооперации и технопарков, стимулирование социального предпринимательства, создание инвестиционных паспортов муниципалитетов, выравнивание условий финансирования сельских и городских территорий и укрепление внешнего муниципального финансового контроля.

Затем состоялось обсуждение во втором чтении самого бюджета. С учётом всех изменений доходы 2026 года составят 452,3 млрд рублей, расходы — 527,4 млрд рублей, плановый дефицит — 75,1 млрд рублей, а без учёта расходов в рамках «инфраструктурного меню» — 49,1 млрд рублей. Дополнительные ресурсы связаны прежде всего с ростом безвозмездных поступлений из федерального бюджета и участием края в национальных проектах, а также с перераспределением собственных средств в пользу приоритетных направлений.

Владимир Бахарь подчеркнул, что в результате новой поправки фактически по всем государственным программам края сложилось увеличение финансирования. В социальном блоке дополнительные средства за трёхлетку распределены по линиям образования (+7,6 млрд рублей), здравоохранения (+7,6 млрд) и социальной поддержки населения (+6,8 млрд). В экономике наибольший прирост получили развитие транспортной системы (+12,6 млрд), реформирование и модернизация жилищно‑коммунального хозяйства (+2,8 млрд), а также программы «Жильё и городская среда» (+1,8 млрд).

Существенно усиливаются направления, связанные с охраной окружающей среды (+5,3 млрд рублей) и развитием лесного хозяйства (+5,0 млрд). Для обеспечения гибкости бюджетной политики на ближайшие годы из собственных источников края дополнительно 3 млрд рублей направлены на увеличение резервного фонда правительства — его размер возрастает с 7 до 10 млрд рублей.

Повышенное внимание — синхронизации госпрограмм с национальными целями развития страны. На мероприятия национальных проектов в трёхлетнем периоде дополнительно предусмотрено 35,6 млрд рублей: плюс 1,4 млрд в 2026 году, 4,5 млрд в 2027‑м и 29,7 млрд рублей в 2028‑м. Основной прирост приходится на нацпроекты «Инфраструктура для жизни» (+13,6 млрд) и «Экологическое благополучие» (+9,4 млрд), а также на три социальных проекта — «Молодёжь и дети» (+4,1 млрд), «Семья» (+3,3 млрд) и «Продолжительная и активная жизнь» (+2,9 млрд рублей). Всего изменения затрагивают около 350 направлений в составе госпрограмм и национальных проектов.

В сфере социальной политики основные изменения связаны с федеральным финансированием в объёме 7,7 млрд рублей за три года, из них 0,9 млрд приходится на 2026 год, 1,1 млрд — на 2027‑й и 5,7 млрд — на 2028‑й. Эти средства направляются на социальную поддержку при оплате коммунальных услуг (4,5 млрд рублей, включая 0,9 млрд в 2026 году), развитие системы социальных контрактов (1,8 млрд в 2028 году) и создание системы долговременного ухода за гражданами (0,7 млрд в 2028‑м).

Отдельная статья — строительство нового жилого корпуса для пансионата «Солнечный», где федеральное участие увеличено с 500 млн почти до 1 млрд рублей. Таким образом, социальная защищённость малообеспеченных семей, пожилых людей и людей с ограниченными возможностями получает не только текущую поддержку, но и новую инфраструктурную базу.

В образовании общий объём дополнительных ресурсов в трёхлетнем периоде составляет 7,7 млрд рублей, из них 0,7 млрд приходится на 2026 год, 0,8 млрд — на 2027‑й и 6,2 млрд — на 2028‑й. Федерация дополнительно направляет средства на выплаты за классное руководство (4 млрд рублей в 2028 году), обеспечение горячим питанием школьников (1,9 млрд, включая 1,4 млрд в 2028‑м), а также на оснащение кабинетов, учебных корпусов и общежитий колледжей (0,1 млрд в 2026–2027 годах).

За счёт собственных средств края обеспечивается софинансирование и выделяются дополнительные ресурсы на ремонт фасадов и кровли техникумов — по 0,2 млрд рублей ежегодно в 2026 и 2027 годах. Новым направлением становится обеспечение учителей планшетами для работы с электронными журналами и цифровыми сервисами: на это за три года предусмотрено 0,4 млрд рублей. Всё это, по оценке министра, должно напрямую повлиять на качество и современность образовательного процесса.

В здравоохранении общий дополнительный ресурс на три года достигает 7,6 млрд рублей: 1,4 млрд в 2027 году и 6,2 млрд в 2028‑м. Федеральный бюджет добавляет 3,1 млрд рублей на льготное лекарственное обеспечение (по 0,3 млрд ежегодно в 2026–2027 годах и 2,5 млрд в 2028‑м) и 2,1 млрд рублей на модернизацию первичного звена здравоохранения (по 0,6 млрд в 2026–2027 годах и 0,9 млрд в 2028 году).

Усиливается детская медицина: дополнительные средства заложены на строительство детской многопрофильной больницы, оснащение детских поликлиник мобильным оборудованием для выездных профосмотров и диспансеризации (0,1 млрд рублей в 2026–2028 годах), а также на оснащение детских больниц (0,5 млрд в 2028‑м). За счёт краевого бюджета в 2026 году 0,4 млрд рублей направят на обновление парка машин скорой помощи, закупку оборудования, устранение предписаний надзорных органов и проведение вакцинации.

В сфере культуры на три года предусмотрено более 0,5 млрд рублей дополнительных ресурсов: федеральные средства идут на строительство детских школ искусств в Ужуре и Нижнем Ингаше, капитальный ремонт Железногорского театра кукол (0,4 млрд в 2026‑м и 0,3 млрд в 2027‑м). Высвобождаемые краевые средства перераспределяются на ремонт библиотек и сельских домов культуры, а также на новые проекты — создание детских культурно‑просветительских центров (30 млн рублей в 2026 году) и конкурс для домов культуры и библиотек (21 млн рублей).

На спорт федерация добавляет 1,5 млрд рублей, в том числе более 500 млн на строительство многофункционального комплекса для адаптивных видов спорта в Красноярске и свыше 600 млн в 2028 году на третью очередь регионального центра по регби на базе стадиона «Авангард». В экологической сфере впервые предусмотрен столь крупный пакет — более 7,5 млрд рублей в рамках госпрограмм «Охрана окружающей среды» и «Реформирование и модернизация ЖКХ». Средства направят на комплексные планы снижения выбросов и улучшения качества воздуха, перевод частных домовладений на современные виды отопления, строительство и модернизацию котельных и тепловых сетей в Минусинске, Лесосибирске, Ачинске и других городах.

В лесном хозяйстве федерация добавляет 4,6 млрд рублей (0,3 млрд в 2026‑м, 0,2 млрд в 2027‑м и 4,1 млрд в 2028 году), в том числе 2,2 млрд на осуществление отдельных полномочий в сфере лесных отношений и 2,0 млрд на тушение лесных пожаров. На развитие технопарков в 2027–2028 годах дополнительно направят 600 млн рублей, в результате общий объём федерального финансирования по этому направлению достигнет 1 млрд рублей за трёхлетку.

На развитие транспортной и дорожной сети выделяется 12,6 млрд рублей дополнительных федеральных ресурсов: в 2027‑м — 1,1 млрд, в 2028‑м — 11,7 млрд рублей (с учётом уточнений по 2026 году). Эти средства пойдут на строительство и капитальный ремонт дорог, включая 5,6 млрд рублей на подъездную дорогу от трассы Р‑257 «Енисей» к планируемому многофункциональному комплексу в Бирюсинском заливе Красноярского водохранилища, а также на реконструкцию взлётно‑посадочной полосы аэропорта (1,5 млрд рублей, из них 1,2 млрд в 2027‑м и 0,3 млрд в 2028‑м). Дополнительно более 2 млрд рублей за три года направят на модернизацию коммунальной инфраструктуры (1,3 млрд) и формирование комфортной городской среды (0,9 млрд), включая 0,3 млрд в 2026 году на проекты‑победители всероссийского конкурса в Канске, Минусинске и Норильске, а также 0,8 млрд в 2028 году в рамках четырёхстороннего соглашения по Норильску.

Свои вопросы вице-премьеру — министру финансов задали депутаты Павел Семизоров, Дмитрий Свиридов, Борис Мельниченко, Александр Бойченко, Галина Ампилогова, Егор Васильев, Ирина Иванова, Максим Маркерт.

Спикер краевого парламента Алексей Додатко поблагодарил правительство и депутатский корпус за плодотворную совместную работу.

На сессии Законодательного Собрания края депутаты приняли за основу постановление «О предложениях правительству Красноярского края в связи с принятием закона края «О краевом бюджете на 2026 год и плановый период 2027–2028 годов». Документ стал дополнением к бюджету и зафиксировал ключевые ожидания парламента по развитию территорий, социальной поддержке и инфраструктуры, подготовлен с учётом заключений контрольных и правовых органов.

Одна из центральных тем постановления — здоровье и безопасность людей. Правительству рекомендовано обеспечить бесплатное совместное пребывание с ребёнком, больным сахарным диабетом 1 типа, одного из родителей, организовать проживание иногородних пациентов в краевом онкодиспансере, развивать психоневрологическую службу, укреплять базу, строить новые корпуса и расширять коечную мощность, в том числе за счёт модульных зданий. Документ требует устойчивого финансирования Территориального фонда ОМС, нормативов на ремонт медоборудования, усиления контроля за льготными лекарствами, обновления санитарного автотранспорта, увеличения коек в инфекционных корпусах и ускорения строительства ФАПов в Арктике.

Существенная часть документа посвящена Арктической зоне и северным территориям. Предлагается предусмотреть средства на план развития Норильска, строительство объектов по обезвреживанию отходов с термической утилизацией ТКО, закупку не менее 10 автобусов большого класса ежегодно, бесплатное питание льготных школьников, обновление библиотек и проекты новых больниц взамен аварийных зданий. Отдельно предлагается увеличить финансирование проекта «Чистая вода края», очистных сооружений, ликвидации накопленного вреда и свалок, обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, расширить строительство и капремонт межмуниципальных дорог, развивать туристскую инфраструктуру и поддерживать сельские территории.

Документ уделяет внимание защите семей и развитию экономики. Рекомендовано увеличить субсидии муниципалитетам на инфраструктуру для участков под жильё многодетным и развивать жилищный фонд социального использования за счёт наёмных домов, выкупа квартир и ГЧП, продолжить проекты «Земский тренер», «Земский работник культуры», «Земский учитель». Для бизнеса предлагается мера компенсации резкого роста тарифов на тепловую энергию, особое внимание уделено участникам СВО и их семьям — поддержка предпринимательства, наставничество и отдых детей за счёт бесплатных путёвок и организованного проезда.

Постановление предлагает усилить финансирование быстровозводимых крытых спортсооружений, увеличить количество спортивных сертификатов для старшего поколения, обеспечить выполнение федеральных стандартов подготовки и содержание спортивных объектов, включая клубы по месту жительства и проект «Дворовый инструктор». В образовании предусмотрено проектирование реконструкции школ, признанных непригодными, и расширение краевых именных стипендий для одарённых школьников и студентов. Отдельным пунктом предлагается взять под особый контроль сохранение объектов культурного наследия, посвящённых героям Великой Отечественной войны.

Контроль за исполнением постановления возложен на комитет по бюджету, государственной собственности и защите прав граждан.

Фото: Андрей Бурмистров \ sobranie.info

Семизоров Павел Викторович
Экс-депутат Законодательного собрания Красноярского края
Свиридов Дмитрий Викторович
Вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края
Мельниченко Борис Владимирович
Депутат Законодательного собрания Красноярского края
Бойченко Александр Владимирович
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Ампилогова Галина Владимировна
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Васильев Егор Евгеньевич
Депутат Законодательного собрания Красноярского края, экс-министр экономики и регионального развития Красноярского края
Иванова Ирина Геннадьевна
Депутат Горсовета Красноярска
Маркерт Максим Андреевич
Депутат Законодательного Собрания Красноярского края
Додатко Алексей Игоревич
Спикер Законодательного собрания Красноярского края