Главная
>
Статьи
>
Становимся альтернативными, ждём Челентано, считаем логотипы

Становимся альтернативными, ждём Челентано, считаем логотипы

14.03.2003
0
Placebo
«Sleeping With Ghosts»
Elevator, 2003

Виктора Пелевина сейчас принято снисходительно поругивать. Между тем, его слова о том, что «ничто не продается так хорошо, как грамотно расфасованный и политически корректный бунт против мира, где царит политкорректность и все расфасовано для продажи», хотя и сказанные несколько по другому поводу, отлично описывают состояние дел на большей части рынка современной альтернативной музыки.

Не подумайте чего дурного, цитата приводится отнюдь не в упрёк Placebo. Если ребята умеют так, пускай ребята играют так, стрелять в пианиста не следует, тем паче что спрос не ослабевает. «Sleeping with Ghosts», возможно, и не повторит успеха «Without You I'm Nothing», но и свою аудиторию группа потеряет едва ли — грамотно сыграно, грамотно спето. Энергетика предыдущих релизов группы сохранена практически в полном объёме, несмотря на то, что большинство песен имеют более медленный ритм, не говоря уже об эмоциональной окраске: лейтмотивом альбома стало обращение взгляда в сферу личностных (и, в частности, так называемых «романтических») взаимоотношений. Своё вполне предсказуемое видение этой сферы Placebo декларируют уже в готически-брутальном инструментальном вступлении «Bulletproof Cupid» и следующим за ним тянуще-электронным, почти трансовым опусом «English Summer Rain». Кульминации это настроение достигает в «Second Sight», начинающейся словами «Walk away to save your face, you never were a genius» и поражающей (на фоне разрежённых аранжировок альбома) плотностью своего звучания.

Вполне удачно выбрана композиция для выпуска првого сингла с альбома. «The Bitter End» — одна из самых притягательных вещей на «Sleeping with Ghosts», хорошо подходящая для независимой ротации: вибрирующий «пространственный» электронный каркас, технично нагнетаемое к концу песни напряжение фаталистичного отчаяния.

Вы почувствовали, как постепенно потеплел тон заметки? Да, такая музыка затягивает. Ничего не оставляет, зато и ничего не берёт взамен. Дешёвый способ быть альтернативным. Наслаждайтесь.

Nick Cave and The Bad Seeds
«Nocturama»
Epithaph, 2003

«Nocturama» была записана за неделю, в перерыве между концертами. Срок вполне хрестоматийный — одно небезызвестное (по крайней мере, людям религиозным) лицо за этот срок создало штуку, споры о качестве которой не утихают до сих пор, несмотря на давность производства. Свежий альбом австралийского рок-интеллектуала примерно так же небесспорен.

Есть люди, считающие его первым стоящим у Кейва со времён «Let Love In». У людей этих есть резон: «Nocturama», которую сам певец охарактеризовал как «место, где обитают ночные звери», стала одной из самых «настроенческих» его работ. Четыре первых номера альбома звучат как одна цельная экскурсия на территорию ночи. Четыре баллады, напоенные мелодикой мрачной ночной красоты, с откровенной и полной символизма лирикой Ника, глубиной и созерцательностью напоминают балладные номера с поздних альбомов «Rolling Stones», но разительно отличаются от них той нездорово-душной атмосферой, которую создаёт на аранжировках «Nocturama» скрипка Уоррена Эллиса, достигающая апогея силового присутствия в завершающей блок композиции «Bring It On».

Вторая половина альбома заметно более контрастна. Она активно не нравится тем, кто предпочитает более выверенно-цельные работы Кейва, вроде «No More Shall We Part», и иллюстрирует слова исполнителя, отказавшегося на «Nocturama» от предварительной работы с аранжировками: «На новом альбоме у моих партнеров было гораздо больше пространства для творчества». Непринуждённая блюзовая издёвка над институтом брака под названием «Deadman In My Bed» сменяется самой философичной композицией на «Nocturama» — «Still In Love», а на свободное фолковое звучание скрипки в «She Passed By My Window» безо всякого перехода обрушиваются своим рёвом гитары Бликсы Баргельда и Мика Харви в эпическом пост-панковском опусе «Babe, I'm On Fire». Записанная с одного дубля, эта пятнадцатиминутная композиция с сорока тремя строфами текста венчает альбом несвойственным даже для Кейва кумулятивным зарядом апокалиптически-отчаянной, какой-то воспалённой энергетики.

Стиль «Nocturama» — отказ от перфекционизма и попытка воскрешения исполнительской работы в ключе «старых добрых времён». Вполне удачная попытка.

Adriano Celetano
«Per Sempre»
Sony Music Int., 2002

Оставим в стороне пословицу про трепетно относящегося к борозде старого коня. На пороге своего шестидесятипятилетия человек-легенда записал совместно с пианистом Чиком Кориа, гитаристом Майклом Томпсонон и перкуссионистом Рафаэлем Падилла альбом, после которого назвать его стариком язык не поворачивается. Из двенадцати композиций альбома сложно выделить отчётливо «хитовые» — «Per Sempre» очень ровен. Вокал Челентано — зрелый, но ни в коем случае не увядающий. Аранжировки — вполне современные, ненавязчиво-приятные и стилистически разнообразные, от исполненной драматизма «Confessa» до мягко-блюзовой заглавной композиции и дарк-эмбиентной (я не шучу!) «Respiri di vita». То, какую работу проделали музыканты над звукорядом «Per Sempre», даёт ощутить своим контрастом «Dimenticare e ricominciare» — единственная песня на альбоме, оставшаяся нам от Челентано восьмидесятых.

«Per Sempre» не может не стать успешным в России. Дело, конечно же, в той необъяснимой темпераментной мелодике, с которой воспринимается русскоговорящим человеком итальянская речь, особенно — положенная на притягательную музыку. Это её свойство постоянно эксплуатировало советское киноискусство, и благодаря ему мы до сих пор горячо любим Челентано. Учитывая взаимный характер этой любви (в своё время панически боявшийся летать на самолётах певец сделал исключение именно для полёта в Москву, где дал два грандиозных по своему успеху концерта), следует ждать скорого посещения кумиром страны своих поклонников. Ждём.

Funkstar De Luxe
«Funkturistic»
Universal Music, 2002

Датчанин Funkstar De Luxe (настоящее его имя — Мартин Оттесэн) — человек противоречивый. Он получил техническое образование, но хотел играть на синтезаторе. Он играл на синтезаторе, но хотел делать ремиксы. Он делал ремиксы, прославившие его на весь мир, но хотел записать собственный альбом. Теперь у него есть вполне успешный собственный альбом.

«Funkturistic» — гибрид «funk» и «futuristic». Насколько футуристичен стиль Мартина — покажет будущее, но запоминающимся его можно назвать уже сейчас. Причина тому — регги. Именно в регги-команде играл Мартин на синтезаторе, именно ремиксы «Sun Is Shining» и «Rainbow Country» Боба Марли принесли ему мировую известность, обеспечив миллионные продажи синглов. Сейчас музыка Funkstar De Luxe — низко-темповый хаус и плотный фанк, замешанные (в большинстве композиций) на рваных регги-ритмах. Такой сплав продиктовал и пёстрый исполнительский состав — в записи «Funkturistic» приняли участие на правах вокалистов и авторов песен Литл Таша, экс-участница рэп-дуэта «No Name Requested», и музыкант ямайского происхождения Кёрк Патрик Томпсон (Мартин повстречал его во время работы над ремиксом «Sun Is Shining»). Работают компаньоны Мартина на совесть — те из двенадцати композиций альбома, где всю работу над вокалом и аранжировкой проделал Funkstar De Luxe («Saturday», «Grand Canyon» и две версии «Blinded By The Light» Брюса Спрингстина), сразу выделяются какой-то своей незавершённостью по сравнению, например, с дробно-текучей, усиленной струнными «Tell My Why» (единственная, к сожалению, вещь с вокалом Таши) или «What I'd Like To Know» — виртуозно-джазовая, со взрывами духовых и сочным голосом Томпсона.

Датчанин Мартин Оттесэн живёт по принципу «делай что хочешь и будь что будет», и до сих пор этот принцип неизменно срабатывал, к обоюдной радости исполнителя и остального прогрессивного человечества. Похоже, карьере Мартина сейчас может повредить разве что сглаз. Ну да, глядишь, обойдётся.

Другие правила
«Другие правила»
«www.records», 2003

Многообразие логотипов правообладателей, генеральных спонсоров и официальных партнёров на обложке этого диска завораживает. Как живые встают перед внутренним взором тысячи и тысячи людей, живущих и работающих ради одной-единственной цели — чтобы тебе достался Супер-продукт. С проверенным качеством и по доступной цене.

Логотипы спонсоров, которые были напечатаны на диске

Содержимое коробки этому великолепию почти проигрывает: помимо «Лети! Беги!» (представленной на диске в оригинальном варианте и трёх миксах) на сингл попала только песня на слова и музыку казанских участников конкурса Алексея Лысякова и Кирилла Шарафутдинова «Пой!». Какой приятной для ушей получилась «Лети! Беги!», вы уже знаете. «Пой!» ничуть ей не уступает — качественно аранжированная, немного старомодная баллада стала официальным гимном проекта «Стань звездой». На удивление слабы все три ремикса от Latrack, в особенности enigmatic mix, для которого ребятам пришлось исполнить свои партии «эзотерическим полушёпотом», чего они совершенно не умеют. Надеюсь, сингл окажется последним местом, где эти ремиксы засветились.

Выхода первого альбома группы я буду ожидать с интересом. Немного обидно, что он станет заодно и единственным (по крайней мере, единственным успешным) альбомом группы: шанса на долгую плодотворную жизнь «Других правил» вне рамок создавшего их телепроекта практически нет. Впрочем, шанс этот никому, кроме участников группы, особенно и не нужен. Лимит народной любви отпускался под другие задачи.


Увидимся. Музыки — много.

Диски для обзора предоставлены магазином «Погружение»
• пр. Мира, 89, тел. 22–23–83;
• Магазин «Колизей» — пр. Красноярский рабочий, 89, тел. 34–84–74
• Магазин «Колизей-2» — ул. Взлетная, 2, тел. 54–13–31

Рекомендуем почитать