Главная
>
Статьи
>
"Сорвиголова" / "Daredevil"

"Сорвиголова" / "Daredevil"

17.03.2003
1
103 минуты, режиссер Марк Стивен Джонсон
20th Century Fox/New Regency Pictures, 2003
-Ты лишил меня самых дорогих и близких людей! Ответь - зачем?
- Это бизнес. Это все бизнес.

"Сорвиголова". Диалог положительного и отрицательного героев.


Внимание! Поклонницы Бена Эффлека, прослушайте важное сообщение! Получен сигнал тревоги! Немедленно выключите компьютер и покиньте здание. Повторяю: немедленно выключите компьютер! Не дочитывайте эту статью до конца!

...Я не критикан по натуре, но вот ещё одно кино, которое мне похвалить практически не за что. На мой взгляд, лучше всего "Сорвиголова" смотрится в демо-версии, которую крутят перед киносеансами, в трехминутной нарезке этот фильм - то, что надо: динамично и зрелищно.

Как вы уже, наверное, слышали, "Сорвиголова", как и многие другие фильмы про всяких суперменов, снят по мотивам одного из бесчисленных комиксов фирмы "Марвелл", впервые вышедшего в свет почти 40 лет назад. Над комиксом изрядно поработали, изменив даже обстоятельства, при которых Сорвиголова получает свои суперменские качества (в фильме виной всему отец, а в комиксах мальчик сталкивался со злополучной бочкой, спасая слепого прохожего от грузовика), и в результате получилось вот что. Папа - бывший боксер, его примерный сын - приманка для драчунов. Сын любит папу, папа - сына. Однажды мальчик видит, как отец зарабатывает им на жизнь - крепкой боксерской рукой вытряхивает чужие долги. "Папа, не может быть!". Папа в шоке, сын в ужасе бежит от отца-рэкетира. Но по дороге напарывается на бочку с какой-то химической отравой. Здрасьте, приехали: "Пропали мои глазоньки!". Очнувшись в больнице, ребенок поймет, что его не только ослепили, но и что-то сделали с ушами. Здесь же в больнице пройдет счастливое воссоединение семьи, отец пообещает бросить свое постыдное занятие и вернуться в спорт, а сын поймет, что уши могут с успехом заменить ему глаза.

И стали они жить - отец валил всех на ринге, а сын тем временем разрабатывал свое новое ушное зрение и набивал кулачки. Ребенок уже настолько насобачился со своими ухо-глазами, что успел отметелить своих бывших обидчиков, но пришла беда. Большой спорт - серьезная штука. Папе сказали, что в следующем бою ему надо проиграть. И ведь проиграл бы, да пришел сын и стал орать: "Вставай папа! Поднимайся! Сделай его, папа!". Не выдержало отцовское сердце, решил порадовать своего слепенького уродца и как вдарил! И победил, в нарушение всех договоренностей. Дальше - понятно. Ждет сын отца после матча - не дождется... Решил поискать. Смотрит, точнее, чувствует, кто-то в темном переулке валяется на земле. Подошел поближе - отец! Мертвый! И заговорил тогда сын голосом нечеловеческим: "Нет, ну что за фигня! Что за фигня - сначала глаз лишили, сейчас - отца! Надоело! Вырасту - всех убью!".

Так и вышло. Слепая сирота не сгинула в грязных переулках своего квартала, а выросла и стала Беном Эффлеком, адвокатом и супергероем. Днем боролся со злодеями с помощью кодексов, а на кого не хватало улик (или профессионального мастерства?) - того настигал вечером в сексуальном обтягивающем костюме и шапочке с рожками. И злодей сразу умирал от ужаса и перевозбуждения.

Ни сценарий, ни режиссура, ни спецэффекты, ни игра главного героя в этом фильме сильно не впечатляют. Все как-то средненько и предсказуемо. Черт с ней, с предсказуемостью, но такие фильмы должны быть ЗРЕЛИЩЕМ, захватывающим зрелищем от первого диалога до финальных титров. Вспомнить хотя бы "Спайдермена": на мой взгляд, там и спецэффекты покруче, и костюмы поярче, и сюжет позаковыристее, да и сам человек-паук получился настолько обаятельным и живым, что его исполнителя Тоби Макгуайера сразу зачислили в суперзвезды. А тут - завязка слишком длинная и инертная, сам супермен, то есть, Сорвиголова начисто лишен какой-либо изюминки: ни тебе фирменной кривой улыбочки супергероев, ни спасительной самоиронии. Мимика у Эффлека какая-то плоская, отчего никак не хочется ему сопереживать. Надо, вероятно, сделать скидку - трудно играть без глаз (герой-то по фильму слепой) но мне на ум тут же приходит Аль Пачино из "Запаха женщины": там он тоже играл слепого, - но как играл!

Зрелищная часть фильма тоже так себе. Неплохо выглядит восприятие мира в звуках, красивой и романтичной вышла сцена на крыше с дождем, но... все-таки "но". Может, конечно, денег было маловато (бюджет фильма, по одним данным, $50 млн., по другим - $70 млн.), может, режиссер Марк Стивен Джонсон - слишком молодой (родился в год, когда вышел в свет первый выпуск "Сорвиголовы") и неопытный (никаких известных фильмов за ним пока не числится). Не знаю. Но фильм этот - если вы, конечно, не фанат Эффлека - не порекомендую. На 100 рублей, которые вы потратите на билет, лучше купить 4 бутылки "Миллера" и сладостно выдуть их дома на диване под "Кино в 21:00 на СТС".

Впрочем, несколько плюсов, ма-а-а-аленьких таких плюсиков, у "Сорвиголовы" есть. Это на тот случай, если у вас по каким-то причинам уже запланирован выход на этот фильм, и отвертеться нет никакой возможности. Во-первых, злодей Бычий Глаз, человек с мишенью на лбу, в роли которого молодой, но многообещающий Колин Фаррелл (партнер Уиллиса по "Войне Харта"). Фаррелл так вдохновенно играет злодея, что персонаж, несмотря на его исключительную злодеистость, вызывает симпатию. Просто блеск! Исключительный пример внутреннего обаяния отрицательного героя. Другой злодей - Король мафии - тоже получился впечатляющим. Его изображает Майкл Кларк Дункан, огромный добрый негритос из "Зеленой мили". (Хотя по комиксам этот герой белый, но пишут, что найти среди белых подходящую кандидатуру на эту роль не удалось.) В финальной схватке, когда Сорвиголова бьется с Королем, я чуть не умер со смеху. Бен Эффлек по сравнению с громадным Дунканом смотрится просто тщедушным! Финал: Дункан, поверженный, стоит на четвереньках, а рядом - победитель Эффлек. Обратите внимание, Дункан не выглядит усталым и изможденным (чтобы стоять на четвереньках, как-никак, надо прилагать усилия), и вообще не похоже, что его победили. Неубедительное какое-то торжество справедливости получилось. Дальше - больше: журналист, который весь фильм охотится за Сорвиголовой, и к концу, очевидно, накопавший достаточно материала, сидит перед компьютером. Статья, разоблачающая Сорвиголову, готова. Акула пера долго жмется и в результате нажимает на кнопочку "Delete" - удалить! Простите, конечно, но журналист, который добровольно и бесплатно откажется от сенсационного материала, куда более редкий и фантастичный персонаж, чем, собственно, сам Сорвиголова. Могли бы придумать что-нибудь поправдоподобнее. Есть в фильме и роковая пухлогубая красотка Дженнифер Гарнер - куда ж без неё? - и это единственное, в чем "Сорвиголова", на мой взгляд, превосходит "Спайдермена". (И не потому, что Дженнифер Гарнер в роли Электры как-то особенно хороша, просто паучья подружка в своё время мне категорически не понравилась.) Дженнифер уже была в паре с Эффлеком в "Перл-Харборе", но здесь я, признаться, не сразу её идентифицировал. Кстати, по версии журнала "People", который в этом году расчленял знаменитостей в поисках эталонных частей "звездных" тел, актриса Дженнифер Гарнер обладает самыми красивыми руками. Вы можете сравнить, насколько ваше мнение совпадает с мнением издателей "People": в фильме есть сцена, где звездные руки остаются в кадре, к тому же на переднем плане, достаточно долго, чтобы вы могли вдоволь на них насмотреться. Симпатичные ручки.

Ещё до выхода "Сорвиголовы" на экраны, в прошлом декабре, режиссер Марк Стивен Джонсон начал говорить о сиквеле: мол, дело за вами и вашими кошельками, а я-то готов и переполнен всяческими творческими находками для продолжения "Сорвиголовы". Так что все теперь зависит от того, насколько успешной в прокате будет первая "Сорвиголова", а мне почему-то, несмотря на всю мою критику, кажется, что фильм соберет кассу - "Спайдермена", конечно, не переплюнет, но окупится-то точно. Слишком много у Бена Эффлека поклонниц.

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать