Великобритания, "Working Title Films", 2003 год
"Такси-3" / "Taxi 3"
Франция, "Europa Corp", 2003 год
Комедийные потуги англичан и французов: Джонни Инглиш против Taxi'стов - кто кого?
Так случилось, что в один день мне выпало сразу две комедии. Утром был мистер Бин в роли Джеймса Бонда в "Джонни Инглише", а вечером таксисты-гонщики охотились за зловещими дедами морозами в "Такси-3". И вот когда я увидел за один день в двух разных фильмах титры, сделанные в стиле а-ля мистер Бонд, я понял - это знак: быть битве! Так сказать, они сошлись - eau и water...
Кто, куда, зачем?
Англичане. Лондон. У МИ-6 критическая ситуация - враги оживились, а все секретные агенты перемерли (диверсия). На фоне тотального дефицита разведчиков у руководства секретной службы британского правительства нет другого выхода, кроме как допустить до защиты Родины бумажного жука из своего ведомства, того самого, "который не знает страха, не знает боли, который ни черта не знает!" Ничего, что Джонни Инглиш до этого занимался бумажной составляющей миссий секретных агентов (понимаете теперь, почему дефицит кадров случился?). Ничего, что он катастрофически невнимателен, не знает, с какой стороны подойти к пистолету, и вообще страдает пространственным кретинизмом - зато желания работать у Инглиша хоть отбавляй. Он так давно мечтал стать Джеймсом Бондом, и он так любит свою страну, что никому его не победить. Трепещите враги! Родимый Лондон, можешь спать спокойно.
Французы. Марсель. Канун Рождества. Долгие месяцы город терроризирует банда грабителей в костюмах Дедов Морозов. Деды Морозы потихоньку сводят с ума нашего старого знакомца, растяпу-полицейского Эмильена: тот плохо спит, плохо работает, и вообще плохо фиксирует окружающую действительность - подружка Петра на 8-м месяце беременности, а он - ни сном, ни духом. Естественно, что Петра не в восторге от такого состояния своего друга и на семейном фронте намечаются проблемы. У второй парочки, Даниэля и Лили, нечто похожее, только беременность не такая заметная и преграда для семейного счастья не Деды Морозы, а легендарный "Пежо". Подружка Даниеля потемпераментнее, поэтому она не ждет 8-го месяца, а тут же ставит вопрос ребром: "Или я, дорогой, или автомобиль!" - и уходит к папочке. Я-то думал, что Даниель сразу же заорет: "Прости, дорогая, конечно же, автомобиль!!!" - и больше мы эту милую девушку не увидим, но - ничего подобного. Таксист-гонщик и растяпа-полицейский соберутся вместе, покурят травки, обсудят проблемы надвигающегося отцовства, поймают Дедов Морозов, Петра родит, Лили вернется, и Марсель тоже будет спать спокойно.
Изюм.
Англичане. Для любителей мистера Бина, конечно же, главная изюмина - это Роуэн Аткинсон, то есть Мистер Бин собственной персоной. Я себя в поклонниках Бина не числю (как и в противниках, собственно), поэтому для меня в этом фильме изюм - Джон Малкович в роли Злодея и австралийская певица Натали Имбрулья в роли роковой женщины. Имбрулья не только мило поет, но и отлично выглядит, поэтому в роли роковой красотки вполне уместна, однако эта её прическа... С короткой стильной стрижкой она была красивой и особенной, узнаваемой, длинные же волосы как-то усреднили её, сделали обычной стандартной красоткой, большеглазой, пухлогубой... Жаль. Наташа, смени парикмахера! Это её дебют в кино, она с детства хотела в актрисы, но ей все казалось, что совместить две карьеры не получится - однако, похоже, что процесс кинопроизводства её увлек: "После участия в съемках я поняла, что существует так много различных вещей, которые было бы интересно сделать, например, боевики или что-либо еще. Я участвовала в ряде эпизодов со схватками, и мне понравилось, при этом ранее никогда не думала, что такое возможно". Короче, девушка с нами не прощается. Про её игру ничего не буду говорить - все-таки это не самая подходящая роль, где можно раскрыть свои актерские способности, если они есть. Зато Малкович, конечно, бесподобен. Здесь он злодей-француз, претендующий на корону Англии (ну не знак ли?) и с какой целью: лягушатник, в жилах которого, и, правда, королевская кровь, одержим мыслью сделать из Англии одну большую гигантскую колонию. Малкович хорош: снисходителен, самоуверен, ироничен, до поры до времени галантен и вежлив (где-то на задворках сознания мелькает образ "гардемариновского" злодея-француза Де Брильи). Также к плюсам фильма можно отнести и верхние панорамные планы столицы Англии, красивые, четкие, ясные, разрушающие дождливый и смоговский образ Лондона.
Французы. На роль изюма здесь запланирован старик Рембо. Сталлоне появляется в начале в пятиминутной эпизодической роли, и, безусловно, вызывает кратковременное оживление среди зрителей, но, по большому счету, от его участия фильму ни холодно, ни жарко. Участие в "Такси-3", скорее на руку самому Слаю - он демонстрирует зрителям (и, что не менее, если не более важно - продюсерам), что все ещё жив и хорошо (и правда - на удивление хорошо) выглядит. К специфической изюминке, я бы даже сказал изюминочке, можно отнести худюсенькую китаянку Бе Линг, исполнившую роль главной злодейки. Кстати, она играла, совершенно не зная французского, то есть попросту заучивала роли как тарабарщину. На что не пойдешь ради Бессонна... Этот фильм в очередной раз убедил меня, что после Милки Йовович Бессон разочаровался в белых женщинах: сначала попробовал темненьких ("Денсер"), а потом желтеньких - и на гейшеподобных увяз ("Вассаби", "Перевозчик" и вот - "Такси-3"). Для любителей технических штучек сообщаю, что в фильме присутствует стандартный бессоновский набор, правда, каких-то новых специфических трюков в "Такси-3" нет. Разве что трансформерский "Пежо" Даниеля в этой части демонстрирует горный слалом на треугольных колесах.
Смешно или грустно?
Англичане. Признаюсь, я смеялся, но это был непростой смех. Когда герой припарковывается в запрещенном для этого месте, а зрителю крупно показывают запрещающий знак, можно быть уверенным, что, вернувшись к своему авто, он, герой, увидит, как его супермобиль забирает эвакуатор. Когда герой на заднице подставного епископа замечает татуировку, и её показывают крупным планом зрителю, это, без сомнения, свидетельствует о том, что когда-нибудь потом, в людном месте герой попытается доказать ненастоящесть духовного лица продемонстрировав это тату, но сдирать портки он будет, конечно же, у настоящего епископа. (Опять покажут голую мужскую задницу на весь экран. Но на этот раз не такую привлекательную, как у Клуни...а, кошмар! Меня преследуют мужские задницы, я уже стал в них разбираться!!!!)
В общем, предсказуемость и тупость шуток меня изрядно вымогала, и, судя по некоторым репликам из зала, не меня одного. Были, конечно, здесь и обычные биновские шуточки, но, в основном, мой смех означал, что предположение, родившееся где-то в начале фильма "Какая тупость, ничего тупее и быть не может!" с позором провалилось. Может! Может! И ещё как может. Спасая Родину, герой ползет в логово врага по канализационной трубе. У её истоков пыжится добрый десяток мужиков. Мужики уходят, сделав дело. Голова героя показывается из толчка, перемазанная в чем-то... Ой, как смешно! Просто умереть со смеху.... Как потом можно поверить, что красавица Имбрулья (которая, кстати, спасала Родину с ним вместе, но в отличие от героя додумалась оглядеться и нашла нормальную лестницу) может испытывать какие-то романтические чувства к герою? Когда Имбрулья, типа на самом деле, строит глазки Инглишу и рассказывает, что она, мол, что-то там "разглядела под маской" - ничего более неправдоподобного и не придумаешь! Короче: да, смешно, но смех на любителя. Что касается меня, то смеяться - смеялся, но как-то вымученно. Короче, в лучших традициях: раз уж "попал" - пытался расслабиться и получить удовольствие.
Французы. Здесь все, в том числе и юмор, развивается стандартно, по прежней схеме. Актеры Сами Насери и Фредерик Дифенталь на удивление легко реанимировали своих героев - как будто и не было других ролей за последние три года: Даниель также легко несет бремя суперменства, Эмильен похорошел с прошлого раза, но все такой же растяпа, попадающий в идиотские истории. Хотя в этой серии "Такси" Эмильен смотрится как-то по-другому, посмешнее, поколоритнее, и вообще мне кажется, что Бессон сместил акценты: многострадальная "Пежо", как главный источник шуток, немного отошла на задний план, пропустив вперед комичную парочку Даниель-Эмильен. Кстати, в ударе и инспектор Журбен - запав на молоденькую (редкозубенькую, с подводкой до ушей, но с ладной фигуркой) китаяночку, он демонстрирует чудеса идиотизма, заставляя таки зрителя улыбаться, глядя на него. Помимо этого, Бессон проезжается по теме наркотики и полиция, обыгрывает темы "мужья и беременность", "мужья и роды", и немножко напоминает всем, что такое благовоспитанные французские дочки. Ингредиенты не новые, но солянка получается приятная.
Ну и?
Англичане. Даже если ты любитель этого специфического юмора, невозможно не обратить внимание, что от пародии на бондовские фильмы исходит то же ощущение ненастоящести, картонности, постановочности, что и от оригинальных фильмов про агента 007. Может, дело в том, что начальный сценарий к "Джонни Инглишу" писали Нил Пурвис и Роберт Уэйд, поработавшие в свое время над бондовскими сериями "Целого мира мало" и "Умри, но не сейчас". Может дело в том, что Роуэн Аткинсон прочно закрепился в моем сознании как мистер Бин, и в "Джонни Инглише" он ничего не делает, чтобы выйти из этого амплуа. Точнее, то, что он делает, недостаточно и чтобы стать Джонни Инглишем, и чтобы оставаться мистером Бином. Вроде бы те же ужимки, гримаски, но в то же время иногда тупит Джонни расчетливо, не по-биновски, а совсем обычно, по-человечески: то облажает коллегу перед понравившейся девушкой, то свалит свои ошибки на подчиненного. По мне так какой-то нецельный персонаж вышел, как и весь фильм, собственно. К любым, даже самым вкусным и дорогим ингредиентам, чтобы стать салатом требуется соус, нечто объединяющее. А здесь все как-то отдельно: Мистер Бин сам по себе, Малкович сам по себе, красавица Имбрулья - тоже, и все это присыпано живописными планами Лондона. Щегольнули англичане, поиздевались над своими горячо любимыми МИ-6, монархией, королевой (а лица королевы меж тем так ни разу и не показали - только со спины), актеров именитых собрали, и даже крупный план голой старческой задницы умудрились впихнуть, но - увы... Обещанной бомбы не получилось. Уж решили стебаться, так на всю катушку надо было - как в "Остине Пауэрсе", например, - тоже, кстати, пародии на суперагентов, но какой выдержанной в своем стиле! И посмотрите - какой результат: притом, что у фильма было достаточно противников, именно комедия "Остин Пауэрс" стала одной из самых кассовых в истории мирового кинематографа. "Инглишу" её точно не переплюнуть!
Французы. Здесь, хоть и ничего кардинально нового не случается, - под озорную музычку из "Криминального чтива" "Пежо" по-прежнему легким и уже узнаваемым движением руки превращается в гоночного монстра и носится по горам и долам, пугая полицейских, а теперь и лыжников, но атмосфера фильма настолько дружественная и теплая, что немедленно расслабляешься. По-хорошему, снимая продолжение продолжения, создатели должны были из кожи вон лезть, чтобы если уж не порадовать, то хотя бы не разочаровать зрителя. Кажется же, что никто и не думал вылезать из кожи: такое впечатление, что работа над "Такси-3" никого не напрягала. Бессон играючи написал сценарий, Кравчик с восторгом взялся в очередной раз показать учителю Люку, на что он способен, актеры (которые со времен первого фильма успели сдружиться меж собой) с удовольствием вернулись к сыгранным образам. На экране одна большая семья, всем удобно, всем комфортно, даже китаяночке, которая не бельмеса не понимает по-французски (а как уверенно она смотрится в кадре, и это притом, что она не знает, о чем говорят коллеги по съемочной площадке(!)) Снимали отдыхая, и это подтверждают многочисленные восторженные реплики актеров. Вот, например, та же китаяночка: "Съемки были как праздник: все ели, пили, резвились и танцевали... Какое там кино! Я и вправду много ела, и на послеобеденных съемках мне было очень тяжко. Я всё время прятала от камеры свой раздувшийся от пищи живот!". Ух, как им там всем было хорошо!!! Зрители не могут не почувствовать эту благостную атмосферу. Не то чтобы смеются до колик, но весь фильм улыбаются и выходят из кинозала отдохнувшими, с просветленными лицами, хранящими следы улыбок. Я, например, был очень критически настроен по отношению к этому сисиквелу, но вот, поди ж ты, и я минут через десять после начала растаял. В различных интернетовских кинофорумах даже ярые критиканы "Такси-3" вскользь признаются, что уж разок-то посмотреть это кино можно с легкостью.
Резюме.
Сисиквел может быть удачным. Французы победили!
Максим Потемкин