Главная
>
Статьи
>
"Слезы солнца" / "Tears of the Sun"

"Слезы солнца" / "Tears of the Sun"

12.05.2003
1
118 минут, режиссер Антуан Фукуа
Revolution Studios, 2003 год

Слезы солнца, кадр из фильма

Добавьте к недавней военной драме Джона Ву "Говорящие с ветром" итальянскую секс-диву (штучный товар - девушка дважды позировала для знаменитого календаря Pirelli) Монику Белуччи, джунгли, как будто с некоторых карт "Solder of Fortune-2", и замените Кейджа Уиллисом - вот вам и "Слезы солнца".

Нигерия. В стране переворот. Президент-демократ убит. Черные безжалостно режут черных. В чертовой дыре посредине нигерийских джунглей гражданка США, белая женщина-врач Лина Кендрикс (Белуччи) пытается помогать людям. Небольшой отряд во главе с лейтенантом Уотерсом (Уиллис) получает задание вернуть её и ещё троих членов христианской миссии домой. Когда солдаты добираются до места, выясняется, что врач отказывается бросать больных и требует спасти хотя бы тех, кто может ходить. После серии препирательств и разговора с начальством отряд Уотерса забирает с собой не только врача, но и приличную кучу нигерийцев. Но когда люди добираются до вертолета, выясняется, что это был лишь хитрый ход со стороны Уотерса, чтобы заставить упрямую докторшу покинуть лагерь. Спасать остальных людей команды не было. Изрыгающую проклятия Белуччи затолкают в вертолет, и отряд улетит, выполнив миссию; на середине пути, увидев, что сделали с лагерем безжалостные повстанцы, старина Уиллис не выдержит. В нарушение приказа отряд вернется обратно и попытается пёхом вывести людей в безопасную зону. Понятно, что идти будут долго и трудно, и враги будут дышать им вслед и во много раз превосходить численностью, понятно, что плохие настигнут хороших, и будет неравный бой, в котором часть хороших умрет геройской смертью (но не Уиллис, естественно, - продырявленный во многих местах, он сам дойдет и грудастую Белуччи на себе дотащит). Пусть не без жертв со стороны американских солдат, пусть в нарушение приказа, но большинство нигерийцев будут спасены.

Белые американцы умирают, спасая черных и к тому же неамериканцев (!) - в некотором смысле звучит как издевательство. (В оправдание фильма могу сказать, что на свет он появился до разборок в Багдаде, ещё в середине прошлого года.) Однако можно попробовать забыть о том, что это - американцы, и взглянуть на происходящее, как на историю солдата, которому однажды пришлось выбирать между приказом начальства и собственной совестью. В незатейливой, прямолинейной реалистичности "Слез солнца" можно найти отдохновение после всяческих "бросков в преисподнюю", людей на букву "хэ" и массы других чисто развлекательных мувок. Уиллис, как всегда, мужественен и немногословен, будущая героиня "Матрицы-2" (это её декольте мы видели на рекламных постерах последние полгода) Белуччи совершенно по-бабьи закатывает истерики, но эта парочка - уж не знаю, осознанно или нет, старается не привлекать особого внимания к своим звездным персонам. Может, это и не идет на пользу самим персонам, зато фильму на пользу идет, удачно создавая едва ощутимый налет документальности. Очень в настроение попадают и сочные нигерийские напевы от Ханса Циммера (не зря, не зря пятикратного Оскаровского лауреата Циммера называют "самым удачливым и плодовитым композитором в истории кино").

Слезы солнца, кадр из фильма

В общем, казалось бы, непритязательный военный боевичок, а каков результат - половину сеанса провел под гипнозом внезапно посетившего откровения: быть солдатом - это против человеческой природы, и благодарил Бога, что эта участь меня миновала. "Слезы Солнца" хороши как наглядная демонстрация того, что быть солдатом - значит подавлять сочувствие, милосердие, и главное - не думать, а точно выполнять поставленные руководством задачи. Помимо верхнего, неглубокого и легко исчезающего с горизонта при некотором мысленном усилии посыла "американский солдат - хороший солдат", в фильме есть куда более ценная мысль: "хороший солдат - плохой человек?" Именно так - не утверждением, а со знаком вопроса, ценная своей некатегоричностью, стимулирующей мыслительные процессы. Не знаю, может, это музыка Ханса Циммера на меня так подействовала, потому что остальных, по-моему, не торкнуло. Выходили с недовольными лицами, думая, наверное, что длинно, что все одно да потому: черные рожи да ядовитая зелень джунглей, да и "крепкий орешек" какой-то некрепкий, вон, даже не потискал Белуччи ни разу. Если немного человеконенавистнических настроений в середине мая вам не помешают, сходите и проверьте, чьи мысли вам будут ближе.

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать