В ролях: Рон Перлман, Джон Хёрт, Карел Роден, Сельма Блэр
Холодной зимней ночью депутат Государственной Думы Владимир Митрофанович Пуришкевич ехал по замершим петроградским улицам к дворцу князя Феликса Юсупова. Под мерный цокот копыт по промерзшей мостовой хорошо думалось, известный своими ультраконсервативными взглядами депутат размышлял о тяжелом положении, в котором оказалась империя, о войне, о наступающем новом – одна тысяча девятьсот семнадцатом – годе. Мысли депутата были тревожны, его одолевали нехорошие предчувствия, о главном думать совсем не хотелось – Владимир Митрофанович ехал убивать Распутина. Но лежащий в кармане добротного английского пальто пистолет заставлял депутатскую мысль постоянно возвращаться к «сибирскому старцу» и предстоящей расправе.
Если бы только Владимир Митрофанович знал, если бы только мог догадываться о том, что через десятилетия некий Майк Миньола придумает какие-то идиотские истории, в которых Гришке Распутину будет отведено далеко не последнее место, то он непременно запасся бы серебряными пулями, да, пожалуй, ещё и осиновым колом – для пущей надёжности. При чём, спросите вы меня, тут все эти бредни про депутата IV Государственной Думы, Григория Распутина и князя Юсупова, и кто такой этот Миньола? А представьте себе фильм, в котором в 1944 году облачённый в расшитый золотом парчовый халат Распутин по заданию Гитлера открывает ворота в ад, откуда в наш мир выскакивает симпатичный чертёнок, в дальнейшем известный как Хэллбой.
Мощная завязка, не правда ли? Но дальше будет ещё веселее. А Майк Миньола – автор комиксов (а заодно и соавтор сценария), главным героем которых и является Хэллбой – огромной силищи бес, вытащенный в наш мир злодеями-нацистами, но попавший в руки американцев и от этого ставший настоящим супергероем, борющимся с разного рода сверхъестественным злом. Среди других персонажей этого на редкость бредового фильма высокоинтеллектуальный человек-амфибия, самовозгорающаяся девушка и пришибленный агент ФБР, который курирует всю эту паранормальную компашку, а вот на некоторых чудищ из комикса, вроде Гомункула Роджера, у создателей этого весьма экономичного кино (всего $60 млн.) просто не хватило денег.
Эстетика комикса в этой картине, в отличие от многих других экранизаций рисованных историй, передана на редкость точно, а вот энергичный темп и лапидарность изложения, которые, по словам любителей, свойственны работам Миньолы, где-то в пути на экран потерялись. Называющий себя большим поклонникам комиксов о Хэллбое Гильермо Дель Торо, выступивший не только в качестве режиссёра, но и соавтора сценария, произвёл продукт, который скорее можно назвать романтической драмой, нежели мистическим экшеном. Хотя разного рода тварей здесь тоже более чем достаточно: и механический наци, ловко орудующий ножами, и премерзкие адские твари, размножающиеся с поразительной скоростью, и, конечно же, регулярно оживающий Григорий Распутин, служащий главным проводником зла.
Но в этом адском и мистическом антураже (вроде подмосковного кладбища, где и наступает героическая развязка сюжета) живут симпатичные герои, мучающиеся просто-таки мексиканскими страстями, например, огнепорождающая девица, вынужденная делать непростой выбор между самого положительного вида агентом ФБР и красным полурогим чёртом, так же, впрочем, числящимся по этому славному ведомству. Но титульная звезда, безусловно, вне конкуренции – здоровенный чёрт, подпиливающий свои рога, курящий сигары и носящий на груди крест (католик как никак) – это нечто невероятное. При этом Хэллбой озабочен не столько борьбой с адскими собратьями, сколько поиском своего места в этой жизни и изучением собственного внутреннего мира.
Поразительное кино – плохое настолько, что одним этим оно уже хорошо. Не посмотреть его просто нельзя, а посмотрев, нельзя не получить удовольствия. Мало что может принести взрослому человеку столько искренней и чистой (не замутнённой никакими порождениями интеллекта) радости. Только думается мне, что если бы Владимир Митрофанович мог увидеть «Хэллбоя», он непременно убил бы ещё кого-нибудь, например, Миньолу и Дель Торо, а то ведь они уже собираются вторую часть снимать, и кассовый провал первой им не помеха.
Александр Спасов