В ролях: Киану Ривз, Рэйчел Вайц, Шиа ЛаБёф
Если бы мне не рассказали (уже после просмотра), что «Константин» – это экранизация комиксов, сам точно не догадался бы, а теперь даже знаю их название – «Hellblazer». Фильм сильно отличается от своих собратьев по жанру, «комиксовая» эстетика которых видна, как правило, даже невооружённым взглядом. В последнее время, надо заметить, в киноиндустрии наблюдается просто-таки нашествие комиксов. Одни из них лучше, другие хуже, третьи вообще невозможно смотреть, но почти всегда их можно безошибочно определить – есть в таких лентах какая-то изначально предопределённая ущербность, но «Константин» – не тот случай, присутствует в нём что-то необычное, выводящее проект за довольно жёсткие границы жанра.
Сюжет картины, что вполне традиционно, основывается на борьбе сил Добра и Зла, в данном случае они предельно конкретизированы – речь идёт о Рае и Аде. Между двумя «сверхдержавами» существует договор, регламентирующий равновесие на Земле (как знакомо, не правда ли?). Мир людей представляет собой одновременно и поле битвы, и нейтральную полосу, и, конечно же, главный приз в затянувшейся игре. По обозначенным правилам ни ангелы, ни демоны не могут сами по себе находиться в этом мире, и противоборствующие стороны для обеспечения присутствия в зоне стратегических интересов вынуждены использовать полукровок – людей, являющихся носителями божественной или дьявольской сущности.
А Джон Константин от рождения обладает способностью видеть их подлинное нутро, ещё в юности – измученный своим страшным знанием – он пытался свести счёты с жизнью и даже заглянул на пару минут в Ад, и теперь, пытаясь заслужить прощение и льготную путёвку в Рай, он использует свой Дар для борьбы с тёмными силами. Константин выступает в роли своеобразной миграционной службы – отправляет чересчур расшалившихся демонов обратно в преисподнюю, используя самые обыкновенные орудия борьбы: кресты, святую воду, заклинания, дыхание дракона и амулеты. Мы застаём его в критический момент, когда одна из сторон пытается нарушить равновесие – Дьявол-младший намеревается открыть на Земле филиал Ада.
Для разрешения критической ситуации герою-спасителю придётся использовать весь свой арсенал и даже организовать парочку экскурсий в геенну огненную. Компанию в этой борьбе ему будет составлять симпатичная сотрудница полиции Анджела Додсон, расследующая таинственную смерть своей сестры, а заодно являющаяся важным звеном дьявольского плана. Так что скучно не будет, здесь можно будет «насладиться» и впечатляющими адскими пейзажами, и схватками с вконец распоясавшейся нечистью, а заодно и подумать о бренности бытия и перспективах загробной жизни. И хотя ничего особенного – в определённом смысле – не происходит, но авторам удаётся изрядно зрителя напугать и настроить на мрачный лад.
Фильм можно охарактеризовать как полновесный мистический триллер, и это заслуга не столько достойных спецэффектов и пристойного, но не слишком оригинального, сценария, а, скорее, отменной режиссуры Лоуренса, весьма удачно выстроившего всю картину, и замечательной актёрской работы Киану Ривза. Я, повторюсь, не принадлежу к числу поклонников этого актёра, но не могу не признать, что здесь он чертовски хорош, в некоторых эпизодах просто великолепен. Созданный им образ уставшего, циничного и озлобленного «воина света» – одна из главнейших составляющих привлекательности «Константина». Пожалуй, именно работа Ривза выводит картину за пределы чистого action, добавляя мощную интеллектуальную составляющую.
P.S. Отдельно хотелось бы отметить неожиданный (с эмоциональной точки зрения) финал. Авторы – после полутора часов напряжения и нешуточного запугивания – будто бы выдохнули и, расслабившись, выдали такой силы терапевтическую концовку, что победа Добра над Злом, как и наличие хорошего настроения, не может вызывать ни малейших сомнений.
Александр Спасов