Главная
>
Статьи
>
«Статский советник»

«Статский советник»

26.04.2005
8
Режиссёр: Филипп Янковский
В ролях: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Константин Хабенский


«Статский советник»

«Ручной работы» надписи на афишах, провозглашающие фильм «Статский советник» продолжением «Турецкого гамбита», – это не то что бы наглая ложь, а, скажем так, несколько неуклюжий рекламный ход местных прокатчиков (или не только местных?). Какое уж тут продолжение, когда речь идёт о совершенно разных картинах, объединяют которые разве что имена Акунина и Фандорина. Конечно, речь идёт о составляющих частях (кто бы спорил) одной большой истории, в литературном первоисточнике разделённых, к слову, двумя романами, двумя же повестями и четырнадцатью годами бурной жизни героя.

С одной стороны, сопоставление работ Файзиева и Янковского неминуемо, ведь они демонстрируют разные подходы к тому, как надо экранизировать чуть ли ни самого популярного современного российского писателя Акунина. Это раз. К тому, каким быть наиболее интересному литературному герою последних лет Эрасту Фандорину. Это два. И, наконец, как должно снимать в родном отечестве большое кино. Это три. С другой, тут и сравнивать-то нечего – политический детектив изначально отличен от шпионского. Потому и на экране военному блеску и красочности «Турецкого гамбита» противостоит душная мрачность террора в «Статском советнике».


«Статский советник»

К столь неприятной атмосфере обязывает сюжет, в части которого создатели фильма, хоть и с изрядными упрощениями, следуют роману. Террористы, именующие себя «боевой группой», на подъезде к первопрестольной убивают влиятельного царского сановника, используя имя статского советника Фандорина для того, чтобы подобраться к жертве. Из чего становится ясно, что супостаты имеют весьма осведомлённый источник в полиции или жандармерии. На это обстоятельство и будет опираться Эраст Петрович, расследуя убийство и пытаясь отловить «БГ». Но противостоять ему будет не только беспощадный вожак террористов Грин, но и присланный из столицы «гений сыска» князь Пожарский.


«Статский советник»

Из этих и других, не столь глубоких, противостояний и должна бы складываться интрига, но как-то так получилось, что на первый план выходит схватка, которую ведут между собой Фандорин и Пожарский. Всё остальное либо сознательно вынесено за рамки фильма, либо просто потеряло своё значение рядом с ними, даже террористы во главе с Грином кажутся не более чем поводом для игры этих двоих. Кроме того, оказались утрачены политический и психологический элементы истории, составлявшие главнейшее достоинство романа. Не складываются и образы сверхчеловеков, каковыми вне всяких сомнений являются у Акунина Грин и Фандорин.


«Статский советник»

Однако нельзя не признать, что Эраст Петрович в исполнении Олега Меньшикова чрезвычайно хорош. Именно таким, пожалуй, и представлялся зрелый Фандорин: ироничный, слегка высокомерный, способный только движением уголка губ выразить бездну эмоций. Только очень уж мало этого хорошего Фандорина на экране, а вот Пожарского в блистательном исполнении Никиты Михалкова до чрезвычайности много. Никита Сергеевич буквально заполонил собою весь фильм, его энергия так и хлещет в зал, он хорош настолько, что даже сомнительные идеи и убеждения его героя кажутся вполне приемлемыми. Впрочем, Михалкову не впервой играть роль обаятельного негодяя.

В общем, все многочисленные смерти, бандитские налёты, погони и прочий экшен «Статского советника» отступают далеко на второй план в сравнении с отменной актёрской игрой, на которой и держится весь этот фильм. Великолепный дуэт Меньшикова-Михалкова дополнен более чем достойными работами Оксаны Фандеры, Константина Хабенского, Михаила Ефремова, Олега Табакова, Владимира Машкова etc. Но всё же у Никиты Сергеевича здесь не просто сольный номер, а настоящий бенефис и, что самое удивительное, смотреть на это – сплошное удовольствие.

Александр Спасов

Рекомендуем почитать