Главная
>
Статьи
>
«Война миров» / «War of the Worlds»

«Война миров» / «War of the Worlds»

04.07.2005
35
Режиссёр: Стивен Спилберг
В ролях: Том Круз, Дакота Фэнинг, Джастин Чоутин, Тим Роббинс, Миранда Отто


«Война миров» / «War of the Worlds»

На самом деле - малоизвестный факт - Стивена Спилберга два. Уж не знаю, как это у них там чисто технически устроено - может, это два брата-близнеца, вот уже почти 60 лет ловко скрывающие этот факт, а может, голова второго выскакивает у первого из-под подбородка в самые неподходящие моменты, а-ля президент Галактики Зафод Библброкс в недавнем "Автостопом по Галактике". Не в этом суть - а в том, чем же они столь радикально отличаются друг от друга? Спилберг № 1 - любитель рассказывать отменные страшные сказки. Он получает огромное удовольствие от того, как зрители подпрыгивают в кресле, или, наоборот, сидят, не в силах двинуться и вцепившись в подлокотники побелевшими от напряжения пальцами. Это его нам нужно благодарить за такие фильмы, как "Дуэль", "Челюсти" и "Парк юрского периода" - в котором сцена, где тиранозавр съедает одного не особо положительного героя в тот момент, когда он сидит на унитазе, несомненно, является предметом его особой гордости. Спилберг же № 2 обожает морализаторства и нравоучения, не упускает ни единого случая позаниматься навязчивой пропагандой семейных ценностей и имеет склонность заливать свои фильмы ведрами невыносимого пафоса. Да, это он несет ответственность за "Инопланетянина", любимой сказки всех американских детей, выросших в 80-е - но, с другой стороны, его отсутствие избавило бы нас и от невыносимых "Крюка" и "Терминала".


«Война миров» / «War of the Worlds»

Когда этим двоим удается договориться и работать над фильмом рука об руку, им по плечу абсолютно всё - и развлекательное кино высшей пробы ("Индианы Джонсы", "Тесные контакты третьего вида", "Поймай меня, если сможешь"), и серьезные драматические фильмы ("Цвет пурпурных полей", "Империя солнца", "Список Шиндлера"). В последнее время, однако, они только и делают, что вступают в яростные противоречия, причем зачастую прямо по ходу фильма. Так, в "Особом мнении" Спилберг № 1 целых два часа блестяще выдерживал атмосферу футуристического нео-нуара, но в последние 20 минут вдруг проснулся Спилберг № 2, и тут же на скорую руку соорудил хэппи-энд, в котором герой вопреки всей логике сюжета вдруг всех победил, после чего зажил долго и счастливо. "Искусственный разум" и вовсе распадался на три неравные части, которыми Спилберги дирижировали по очереди. Так что вопрос с "Войной миров" стоял довольно остро - сумеют ли два Спилберга найти компромисс в этом фильме, уже заранее нареченном "главным блокбастером десятилетия"?


«Война миров» / «War of the Worlds»

Ответ неутешительный: не сумели. Более того, на съемках "Войны миров" Спилберги, похоже, даже не разговаривали. Ибо перед нами классический пример фильма, проходящего по категории "начали за здравие, а закончили вообще черт те как". После ёмкого и экономичного вступления, в котором пунктиром прочерчиваются портреты и взаимоотношения главных героев, Спилберг № 1 извлекает из-под земли инопланетный треножник и радостно берется за любимое дело, заставляя не самого благополучного отца Рэя Феррье (Том Круз), брать в охапку своих детей и бежать, куда глаза глядят. Картины массового уничтожения людей пугающе реалистичны - правда, вредная мысль о том, почему это все остальные не в состоянии прыгать между смертоносными лучами так же ловко, как и Том Круз, несколько отвлекает от происходящего. Примерно час с лишним Спилберг держит зрителя в железных тисках - напряжение не ослабевает ни на секунду, независимо от того, идет ли речь об очередной сцене грандиозного разрушения или о драматичных диалогах, разворачивающихся между одинаково напуганными и дезориентированными отцом и детьми в моменты затишья. Именно это единство интонации, одинаково четкий фокус на большом (то есть на масштабных спецэффектах) и малом (на обладающих собственным драматизмом взаимоотношениях героев) делает первую часть фильма столь захватывающей.


«Война миров» / «War of the Worlds»

Занятно, однако, самая эффектная сцена фильма, заранее превозносимого за его сногсшибательные спецэффекты, полностью обходится без них. Когда прекрасным ясным днем по реке в полной тишине проплывают сотни трупов – это, знаете ли, цепляет покруче взлетающих на воздух компьютерных мостов.

Но вскоре фильм вдруг начинает разъезжаться по швам. Сначала из сюжета весьма нелепым образом выпадает старший сын Круза (чтобы в самом финале столь же необъяснимо материализоваться целым и невредимым), а потом в нем возникает сбрендивший персонаж Тима Роббинса, предоставляющий Крузу с дочкой убежище в своем подвале. И в этом-то подвале мы намертво застреваем на следующие полчаса, не меньше. Спору нет, сцены игры в кошки-мышки с марсианскими щупалками, пытающимися обнаружить героев, пугают нешуточно. Однако по ходу этого эпизода закрадывается мысль, что вся эта под-история с подвалом, его обитателем и без устали пытающимися пробраться внутрь марсианами, куда лучше бы смотрелась в виде совершенно самостоятельной театральной пьесы. Причем пьеса эта была бы не столько о вторжении марсиан и о том, как кто пытается выжить в такой экстраординарной ситуации, сколько о том, что и почему происходило за закрытой дверью, пока дочка Тома Круза пела с зажмуренными глазами колыбельную. (Намекну - заходили туда два человека, а вышел только один).

Сразу после этого все остававшееся в фильме напряжение вдруг - ПУХ! - и исчезает, словно сдувшийся воздушный шарик. Кто-то куда-то еще бегает, что-то там взрывает, но на этом этапе зрителю уже становится решительно все равно. К тому же ответ на вопрос, который еще может интересовать кого-то (каким же образом инопланетян, в конце концов, замочат?), оказывается до ужаса неинтересным. Они сами подохнут. Просто так. От земных бактерий. Классно, правда? Похоже, Спилберг, как и Джордж Лукас, на пару с которым они когда-то и создали сам институт блокбастеров, начисто утратил то качество, что делало его ранние фильмы такими неотразимыми - желание (и умение) рассказывать зрителям захватывающую сказку. В следующем году Спилберг и Лукас вместе берутся за создание новой, четвертой части "Индианы Джонса". Признаться, я уже боюсь за ее судьбу.

Серж

Серж Кочерыжкин

Этот фильм вы можете увидеть в мультиплексе "Каро фильм"
  • ул. Телевизорная, 1 (Торговый квартал на Свободном)
        Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001

  • Рекомендуем почитать