В ролях: Эрик Бана, Джеффри Раш, Маттье Кассовиц, Дэниел Крейг
Некоторое время назад на этих самых страницах мы установили, что Стивенов Спилбергов на самом деле два. Похоже, сам Спилберг тоже осознал эту мысль – и вышел на жестокий бой с самим собой. Все два часа сорок четыре минуты «Мюнхена» он бьется; отчаянно, яростно, страшно, оступаясь и совершая ошибки, но – до конца. В результате «Мюнхен» – фильм долгий, муторный, изматывающий как физически, так и эмоционально – получился, наверное, лучшим фильмом Спилберга за многие годы.
В «Мюнхене» ему впервые за много лет удается то, что, казалось, уже не удастся никогда – от начала и до конца Спилберг выдерживает ровную, единую интонацию, не торопясь кидаться из крайности в крайность. В последних своих работах («Война миров», «Особое мнение» и в особенности «Искусственный разум») он демонстрировал способную довести до бешенства привычку совмещать гениальность с откровенной пошлостью. В результате фильмы Спилберга разваливались на неровные куски, и смотреть их можно было исключительно в стиле старого советского скетча про пианиста и ноты: «Здесь играете, здесь не играете, здесь рыбу заворачивали». В «Мюнхене» он, похоже, справляется с этой проблемой – фильм выглядит целостным, законченным, логичным. Пару раз Спилберг всё же даёт слабину (в сценах встреч героя с мамой, например), но в остальном строго держится в заданных самому себе суровых рамках. Это чертовски приятно.
Еще одним объектом борьбы «Спилберг против Спилберга» стала навязшая уже в зубах cпилбергова сентиментальность. Он пытался с ней справиться еще «Войной миров», однако там она ловко увернулась и испортила ему всю картину. В «Мюнхене» же он прижал ее железной пятой, не оставив практически ни малейшего шанса. Вышел суровый, поджарый, жесткий фильм, исследующий последствия терроризма, не отводя глаз. Черпая вдохновение в 70-х, в периоде расцвета жанра политического триллера (и собственной карьеры), Спилберг пытается воссоздать ту отстраненно-сдержанную интонацию, что была свойственна таким шедеврам жанра, как «Разговор» и «Три дня Кондора». Может, ему чуточку недостает той филигранности, что достигали в своих работах авторы упомянутых работ Фрэнсис Форд Коппола и Сидней Поллак, однако попытку стоит скорее засчитать.
Сцены подготовок и осуществления убийств расписаны подробно, с большим количеством захватывающих деталей. Растекается по лестничной площадке молоко из пакета застреленного профессора, убитая выстрелом в упор девушка-убийца тянется перед смертью погладить кота. Местами Спилберг намеренно выводит жестокость на первый план – пуля простреливают щеку, с вентилятора свисает верхняя половина разорванного взрывом тела, кровь толчками выплескивается из простреленного горла. В «Спасении рядового Райана» такая намеренная мясорубка казалась излишней; здесь ее редкие вкрапления смотрятся на удивление уместно.
Что касается идеологической начинки «Мюнхена», то Спилберг, обычно отличавшийся топорной прямолинейностью, умудрился высказаться весьма неоднозначно – здесь нет черного и белого, здесь только серый разных оттенков. Поговаривают, что американские евреи даже всерьез обиделись на него за почти что антисемитские настроения, царящие в этом фильме. Однако такой подход не совсем верен – Спилберг не столько стремится высказаться на вечно актуальную тему арабо-израильского конфликта, аккуратно пририсовывая обеим его сторонам как достоинства, так и недостатки, сколько размышляет над тем, что вообще заставляет людей убивать друг друга. И «Мюнхен» не притворяется, что у него есть хоть какие-то внятные ответы на этот вопрос – есть только боль, страх и мрак. Боль утраты и страх перед грядущим. Довольно неожиданно получить подобное кино от самого домашнего режиссера Америки.
Серж Кочерыжкин
Автоответчик и бронирование билетов - (3912) 911-001