Главная
>
Статьи
>
«Грязные прелести» / «Dirty pretty things»

«Грязные прелести» / «Dirty pretty things»

14.08.2003
0

100 минут, режиссер Стивен Фрирз
Miramax/ BBC films, 2002 год

Грязные прелести, кадр из фильма

Она – турчанка, эмигрантка, уборщица, девственница.
Он – нигериец, нелегал, бывший врач, действующий таксист и ночной портье.

Она его любит, он – нет; он просто порядочный человек. Вокруг – гнилое нутро самой чопорной страны на свете, вокруг – Лондон, а если верить Фрирзу, Лондон – это клоака почище наших Черемушек. Квартиры крохотные, соседи-уроды, проблемы с водоснабжением. Надо сказать спасибо Фрирзу, что открыл мне глаза – а то так бы и жил в счастливом неведении: ой, Бейкер стрит! Ой, Биг Бен! Ой, живая королева! А оказывается, все эти радости доступны только настоящим людям, с бумажками. Без документов в Лондоне кранты, порежут на куски и спустят в унитаз – и никто тебя не хватится. Впрочем, предприимчивые люди всегда готовы подарить тебе новый паспорт в обмен на твою почку. И то правда – почек-то у тебя две! Зачем тебе целых две почки?

Грязные прелести, кадр из фильма

Синей приехала в Лондон из какого-то турецкого Мухосранска, надеясь избежать судьбы матери. Сестра Синей живет в Нью-Йорке, и Синей тоже мечтает попасть в этот сказочный город, в котором на деревьях лампочки, а полицейские несут трудовую вахту – подумать только! – на белых лошадях. Ей нужен паспорт, и она пытается следовать правилам, – но как им следовать, ведь её статус не позволяет ей работать, а кушать, как назло, хочется. Нельзя работать, и даже нельзя пускать к себе никого: соседи не дремлют! Приютив в своей крохотной коморке такого же беднягу, как и она, Синей навлекла беду. Внимательные соседи доложили куда надо, и к ней заявились полицейские, тоже явно не коренные британцы, бесцеремонно, безо всяких там «сэр» или «мэм», обшарили дом и объяснили, что сдавать жилплощадь ей запрещено. Ну а уж как только полицейские заподозрили её в нелегальном трудоустройстве, и без того нерадостная жизнь Синей осложнилась до предела. Хитроумная ловушка – чтобы получить документы, надо не нарушать законы, но не нарушать их невозможно. Такое впечатление, что фильм спонсировала иммигрантская служба Англии: мол, посмотрите, как у нас плохо, и не вздумайте к нам приезжать.

Грязные прелести, кадр из фильма

Кстати, после премьеры «Грязных прелестей» в Англии вновь начались дебаты по иммиграционной политике, но погодите благодарить Фрирза, за то, что он бичует язвы общества. На самом деле режиссеру нет дела до эмигрантов или, тем более, политики Англии в отношении нелегалов, он просто захотел снять фильм про «задворки»: «Мне сразу понравилась идея снять фильм о том мире, существование которого меня абсолютно не волнует, но который невольно попадает в поле моего зрения — на самую периферию». Захотел – и снял. Как когда-то захотел и снял «Мою прекрасную прачечную» про «голубую» интернациональную парочку или трагикомедию для взрослых «Сэмми и Рози спят напропалую», или кровавую мелодраму с гомоэротическим уклоном «Навострите ваши уши», или ужастик «Мэри Рейли», или классическую экранизацию неоднократно запрещавшегося романа француза Шодерло де Лакло «Опасные связи». Это у режиссера просто любовь к неожиданным ракурсам, как написали в Guardian Newspapers.

Но даже если Фрирз делал свои «Грязные прелести» с холодным хирургическим расчетом и безо всякого сострадания к нелегкой судьбе эмигрантов в Лондоне, – фильм у него все равно получился сентиментальный и искренний, и где-то исподволь преисполненный милого моему сердцу пафоса о том, что на каждую хитрую «ж» есть... управа. Что быть хорошим тяжело, но нужно, и не ради зачастую призрачного торжества справедливости, а просто потому что так надо.

Грязные прелести, кадр из фильма

Фрирз сколотил интернациональный состав из талантливых, но незамыленных лиц и это только сыграло ему на руку, сделав историю правдоподобнее в глазах зрителя. Мне понравились все: француженка Одри Тоту (Она), европейский афроамериканец Эджиофор (Он), испанец Серхи Лопес (мерзавец), китаец Гуо Йи (друг), Златко Бурич (швейцар), мулаточка Софи Оконедо (Джульетт, проститутка). Кстати, Джульетт – просто очаровательная киска! Критики ругают Фриза за неуместный пафос в финальном обличительном монологе главного героя («Вы нас не замечаете: мы — это те, кто подвозит вас до дома, убирает ваше дерьмо и сосет ваши члены»), но, по-моему, весь пафос, если он и был, испарился после простодушного жеста Джульетт, которая на последних словах про члены, шкодливо улыбаясь, поднимает руку, – мол, это я, я представляю эту группу.

Что до Одри Тоту, то эта черноглазка в роли несчастной влюбленной турчанки так же хороша, как и в роли маленькой волшебницы Амели. Талантливая она девочка, не будем спорить. Кстати, половину своих реплик она произносила как тарабарщину, так как Тоту не дружит с ни с английским, ни, понятно, с турецким. Вообще, сведущие люди говорят, что смотреть «Грязные прелести» без дубляжа это отдельный лингвистический кайф: английский с турецкими, испанскими, нигерийскими и ещё бог знает какими переливами.

Максим Потемкин

Рекомендуем почитать