В ролях: Джон Кьюсак, Сэмюель Л Джексон, Мэри МакКормак
Продолжительность – 106 м
Убедительно выступить в кино по Стивену Кингу – это такая особенная, хитрая задача, на которой вполне могут сломаться и очень хорошие режиссеры. Не верите, спросите у Лоренса Каздана («Ловец снов») и Дэвида Коэппа («Тайное окно»). За шведом Микаэлем Хэфстрёмом никаких особенных заслуг замечено не было (помимо анемичного триллера «Измена» и пары шведских страшилок, которые за пределами Скандинавии вряд ли кто видел), так что причислять его к хорошим постановщикам пока рановато. Но, снимая по Кингу, свою программу он отрабатывает как-то на удивление внятно.
Главная сложность с Кинговской прозой – это её некоторая, гм, неоднозначность. То, что можно сделать страшным на бумаге, не обязательно останется таковым на экране – представьте фильм, в котором на товарища, отправившегося в туалет, нападает вылезший из унитаза гигантский палец (есть у Кинга такой рассказ), и вы поймёте, о чём я. То есть, в таких случаях чрезвычайно важен баланс – сохранить все страшное и важное, но при этом грамотно обтесать то, что фильму никак не пригодится, а при необходимости и добавить чего-то от себя.
На первый взгляд «1408», рассказ, в котором гостиничный номер пытается съесть человека (иногда в буквальном смысле), был не самым очевидным кандидатом на экранизацию – практически всё его действие разворачивается в закрытом помещении, и главный герой всю дорогу один. Тут нужен был актёр очень мощный и харизматичный, чтобы вытянуть на себе такую задачу – и Кьюсак, к счастью, справляется на ура. По сути, «1408» - это такой бенефис Кьюсака под общим заголовком «Джон Кьюсак против спецэффектов». Причём оба участника схватки сделаны достаточно качественно, чтобы наблюдать за этим процессом было интересно.
Впрочем, одним только Кьюсаком приятности фильма не исчерпываются – здесь есть также неизменно роскошный Джексон (их первый диалог с Кьюсаком – просто загляденье, как в плане игры, так и в плане текста), да и режиссёр Хэфстрём, как выясняется, понимает кое-что в грамотном нагнетании ужаса. Уж он-то точно выучил слово «атмосфера», которое никак не могут запомнить подавляющее большинство юных хоррор-мэйкеров. Правда, к середине фильма закрадывается подозрение, что это было единственное выученное им слово – вползая на градус приятной щекочущей таинственности, «1408» так и остаётся на нём практически до самого конца. То есть красиво – да, неглупо – да, порой чрезвычайно эффектно – тоже да; но не страшно. Есть такая разновидность фильмов ужасов, на которых ты всё время довольно улыбаешься, вместо того, чтобы в ужасе лезть под кресло – и «1408» как раз из них. И это скорее приятно, нежели наоборот – по крайней мере, на фоне жанровой продукции последнего времени, предпочитающей интеллигентному пуганию кровавую резню, «1408» смотрится весьма достойно.
Вердикт Кочерыжкина – неплохая экранизация Стивена Кинга – правда, не очень-то и страшная. Но неплохая.