Главная
>
Статьи
>
Цыганка, Дина Рубина

Цыганка, Дина Рубина

01.11.2007
4


Цыганка, Дина Рубина

Дина Рубина удивительная.
Анна Андерсен вам это как-то уже говорила – ну а я подтвержу.

В её простых и ясных строчках чувствуется какая-то, извините, жизнь – быть может, неброская, но невероятно настоящая, почти животная. Как, знаете, бывает во время пустячного разговора с любимой девушкой воскресным утром, когда заметишь вдруг едва заметно, но упруго пульсирующую жилку на шее – и вроде бы ерунда, она же всегда там была, верно, но вдруг покажется, что важнее на свете нет ничего. И запомнишь потом этот образ ни с того ни с сего навсегда, как на полароидном снимке – этот изгиб шеи, эти непослушные волосы, выбившиеся из собранного «конского хвоста», эта уверенная живая пульсация за кадром. Вот ровно так же делает проза Рубиной – тихонечко пульсирует сама по себе, живёт какой-то своей жизнью, и ничего вроде такого особенного, но найдёшь её, поймаешь это биение, и уже не променяешь никогда ни на что.

На первый, суровый взгляд, «Цыганка» вся сплошь составлена из литературного вторсырья – здесь какие-то зарисовки для будущих рассказов, расшифровки записей для интервью, воспоминания о встречах с дальними родственниками или просто случайными людьми, письма, размышления, записки на манжетах и салфетках. На второй же обнаруживаешь, что Рубина в состоянии сотворить нечто фантастическое даже из таких вершков и корешков. Ей как-то потрясающе везёт на людей – что не предок, то титаническая фигура, что не случайный попутчик, то носитель удивительнейших историй. Едва ли не про каждого из здешних героев вполне можно было бы написать целый роман – Рубина же пишет страниц тридцать, но зато такой интенсивности, что не оторвёшься.

Моя тётя Берта была убийцей.
В юности она забеременела от своего двоюродного брата, красавца, умницы и шалопая, и когда он ей посоветовал обратиться к Лежбицкому, известному доктору по дамским кручинам (деньги, кстати, твердо обещал) – подстерегла его с банкой серной кислоты и плеснула в лицо. Он страшно закричал, бросился за ней, упал и умер. Вернее, умер и упал - у него было слабое сердце.
Собственно, теткой Берта приходилась не мне, а маме. Так что корректирую временные координаты – дело происходило в начале прошлого века.
Тут важно представить культурное общество и уютную жизнь маленького городка, где разворачивается действие. Почтенное семейство Когановских, мой прадед Пинхус Эльевич и прабабка Хая… Они не то чтобы были очень богаты, но все же кондитерскую фабричку держали. Не бог весть что, работали на предприятии всем семейством, и было кому работать, между прочим: пять дочерей, одна в одну. Не шутка! Девочки сидели на завороте – заворачивали конфеты в фантики; мастерство утомительное, требовательное, все на быстроту пальцев. Виртуозы работали со скоростью конфета в секунду.
- Конфета в секунду?! – недоверчиво спрашивала я бабку.
- Ну, в две, - отвечала та.

Практически каждый рассказ в этом сборнике – как роскошный подарок судьбы, которого совсем не ждал. Как если бы сел в поезд, а в попутчиках у тебя оказался вдруг человек такой судьбы и харизмы, что чем ближе подъезжаешь к собственной станции, тем меньше хочется на ней выходить. До конца «Цыганки» долистываешь с такими же мыслями – ну почему, чёрт возьми, нет на свете книжек, которые длятся вечно? Вот правда – в случае с Рубиной это было бы вполне уместно.

«Книголюб»

Сайт – www.biruza.ru
Книги для обзора предоставлены книготорговой сетью «Книголюб»
Адреса центральных магазинов:
  • "Книголюб" ул.Ленина, 112.тел.22-78-31
  • "Книголюб" ул.К.Маркса, 49, тел.27-68-27
  • "Книголюб" пр.Свободный, 49 тел.903-973

Дж. Стомпер

Дж. Стомпер

Рекомендуем почитать